Orthodox Book in Golden-ship.ru St. Demetrius of Rostov   Teachings and Homilies (2) Table of Contents 25. First Homily for the Council of the Archangel Michael, in the month of November, on the 8th day ("To His angels He commandeth for thee, to keep thee in all thy ways" (Psalm 90:11)) 1:26. Second Homily on the Battle of the Holy Archangel Michael, Commander of the Heavenly Hosts, and His Angels with the Seven-Headed Serpent (

Что же зарывает и скрывает в себе это вертепное, или духовное, небо? Скрывает оно в себе таинство, скрыло богатство неоцененное, определенное для на­шего искупления, Кровь Христову в Его мла­денческом Теле, ибо говорит Писание: «Не тленным серебром или золотом искуплены, но драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр. 1, 18—19).

Это небо скрыло в себе Бога с небесными чинами, — вот в чем таинство и сокровенность. Малый вертеп вместил в себя великие вещи, невместимые целым светом и неограниченные. Здесь о вертепе можно сказать еще и то, что святой Макарий Египетский говорит о че­ловеческом сердце: «Сердце, — говорит он, — это малый сосуд, но в нем вмещаются все ве­щи: там Бог, там Ангелы, там жизнь и царство, там небесные обители, там сокровища благо­дати».

Подобно этому можно сказать и о Ви­флеемском вертепе. Вертеп мал, но в нем вме­щаются великие вещи: там Бог в лице Христа, там жизнь, царство и сокровища благодати. Вокруг Него святые Ангелы, да и святой Ио­сиф чист душой, как Ангел. Там и обители Божий в лице Пречистой Девы: «Преславное сказано о Тебе, град Божий» (Пс. 86, 3). Вот какие великие вещи вертепное небо вместило в себя, сокрыло и потаило.

Потаило так, что и узнать ничего нельзя было, и потре­бовалось для указания пути или звезда с неба, как восточным царям, или Ангел, указываю­щий знаками путь, как пастухам: «Вот вам знак: вы найдете Младенца» (Лк. 2, 12). Вот все, что нужно сказать о вертепном небе. Что же касается другого, высшего неба, Пречистой Девы, то о нем нужно сказать сле­дующее.

Другое небо, Пречистая Дева, сокрыло в себе необычайную тайну, ту тайну, о которой апостол говорит: «Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую»; и еще: «Великая бла­гочестия тайна: Бог явился во плоти» (Кол. 1, 26; 1 Тим. 3, 16). Скрыло же от всякого чело­веческого разумения то, как Дева родила Бога и Сама пребыла Девой. Радуйся, Родившая Свет неизреченно и ничего не лишившаяся!

Эту тайну небо утаило еше от дьявола, как го­ворит святой Дамаскин: «Девство Пресвятой Богородицы и воплощение Бога Слова утаи­лось от князя тьмы». Наконец, что касается третьего неба или, как я сказал, младенчества Христова, то и оно многое сокрыло в себе: оно подобно покры­валу покрыло наши грехи и все бесчисленные язвы мира. Сие же потому, что «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», собрал во­едино все людские грехи, чтобы стать за них умилостивительной Жертвой пред Богом Отцом.

Здесь преступление Адамово, здесь братоубийство Каиново, здесь отцеругательство Хамово, здесь скверны содомлян, слас­толюбие гоморрян, идолопоклонство, любо­действо и разные неслыханные беззакония израильтян. Здесь собраны воедино со всего света греховные тяжести, связаны и положе­ны на повитого пеленами Агнца, здесь беру­щего «грех мира».

А всего этого телесными оча­ми нельзя ни видеть, ни усмотреть, ибо это тайна. Я вижу таинство, но вижу оком, про­свещенным верой, согласно словам апостола: «Вера есть уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Аминь.   34. Поучение во время святых постов («Веришь, увидишь больше сего» (Ин. 1, 50))   Когда пастырь видит свое стадо, на пажи­ти жизни с пользой пасущееся, он весьма ра­дуется, благословенные христиане!

Так и мать наша Святая Церковь, когда видит своих сы­нов и дочерей, рожденных святым Крещени­ем, на заповеданной ею пажити, соделовающей жизнь вечную и дарующей чистоту душе и телу, легкость и бодрость уму и всем членам, то есть во святом посте и во святом воздержа­нии пребывающих, — она весьма веселится. Ибо поистине, лучшая пажить и пища душам христианским — святой пост, которым все ра­зожженные вражеские козни угашаются и, содержа который люди, очищая в те святые дни свои сердца от всякого зла, сподобляются зрения Божия по Его Божественному слову: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Видя послушных и постящихся людей, святая церковь с любовью восклицает, взыва­ет с веселием: придите, обедайте, насладитесь бессмертной пищи и святых Тайн Иисуса Христа, Бога нашего; а постившихся и сподо­бившихся дара небесного приветствует обеща­нием блаженства и благословения: блаженны вы «и благословенны вы Господом Богом, сотво­рившим небо и землю» (Пс. 113, 23).

И кто из постящихся в те дни не почувст­вовал в сердце своем радости от богоугодного подвига, бодрости в теле и чистоты разумения в уме? Кто не вкусил вечной сладости Тела и Крови Христа, Сына Божия? Воистину, все принявшие с верой Господа Бога радуются, взывая: «Мы вкусили и увидели, как благ Господь» (ср. Пс. 33, 9), и громоглас­но восхваляют: аллилуиа!

Каждому из них говорит Господь Бог, как Благодетель: «Веришь, увидишь больше сего» (Ин. 1, 50). Если, говорит Он, ты хранишь пост, ко­торый Я заповедал и Адаму в раю, и Сам подал вам пример, когда был с вами на земле во пло­ти, если ты вкушаешь Меня в святых Тайнах с усердной верой и в истину этого «веришь, — увидишь больше сего», увидишь воздаяние в пренебесном Моем царствии и будешь со Мной в нескончаемые веки веков. Вопрос: почему мы должны поститься?

Ответ: Потому, что пост заповедан Самим Богом, ибо в пророчестве святого пророка Иоиля, в главе второй сказано: «И ныне гово­рит Господь Бог наш: «Обратитесь ко Мне всем сердцем вашим, со алчбою в посте, в плаче и ры­дании»«. И затем в той же главе, ниже: «Освяти­те пост, проповедайте исцеление» (Иоил. 2, 12, 15). Здесь именно повелевает Бог, чтобы грешные люди постились, если хотят полу­чить Его милость.

Итак, мы должны постить­ся, исполняя Божию заповедь. В книге Товииной, в главе 12 Ангел Рафа­ил говорит Товии: «Доброе дело — молитва с по­стом, и милостыню творить лучше, чем соби­рать золото» (Тов. 12, 8). Всякий да внемлет: если так говорит Ангел, не явно ли, что пост умилостивляет? В книге Иудифи, в главе 4 написано, что Иоаким, великий священник Господень, об­ходил весь народ израильский и говорил: «Знаете ли, что услышит Господь Бог ваши молитвы, если пребудете в посте и в молитвах пред Господом»?