Orthodox Book in Golden-ship.ru St. Demetrius of Rostov   Teachings and Homilies (2) Table of Contents 25. First Homily for the Council of the Archangel Michael, in the month of November, on the 8th day ("To His angels He commandeth for thee, to keep thee in all thy ways" (Psalm 90:11)) 1:26. Second Homily on the Battle of the Holy Archangel Michael, Commander of the Heavenly Hosts, and His Angels with the Seven-Headed Serpent (

Си­ла же страданий Христовых сокрушила и бе­совскую силу, пленив ад и просветив светом веры мысленные очи народов. Мы же, беседуя о прилежном ангельском попечении о нас, должны отсюда заключить, что святые Ангелы, хранители наши, хотят видеть в нас не что-либо иное, как только Гос­пода нашего «Иисуса Христа, и притом распя­того» (1 Кор. 2, 2).

Предлагая Товии под обра­зом рыбьего сердца и желчи таинственное преобразование Господнего страдания, Ангел предсказал силу самого страдания Господа, то есть предсказал, что оно сокрушит демонов и просветит вселенную и что, если кто-либо по­мыслит своим умом о страданиях Господних, то он будет страшен для бесов. Сораспинаясь же Христу и вкушая желчь скорбной жизни, он узрит свет славы Христовой в небесном царстве.

Приближается Товия к городу, именуемо­му Раги, а Ангел, сопутствующий ему, совету­ет ему женитьбу. «Есть здесь, — говорит он, — близкий родственник твой, по имени Рагуил, имеющий дочь по имени Сарра, проси отца ее, и он отдаст тебе ее в жену». Ангел святой! Твое ли дело советовать ко­му-либо женитьбу? Не лучше ли подобало бы тебе советовать молодому юноше чистую, несупружную, девственную, ангельскую жизнь?

Какое тебе дело до женящихся и выходящих замуж? Ему есть до этого дело, но какое? — мы узнаем после. Сначала же узнаем, что Бо­гу и Ангелам Его гораздо приятнее жизнь людей в законном супружестве, чем жизнь несупружных, живущих в беззаконии. Какая польза быть без жены и погрязать в плотской нечистоте, по виду быть Ангелом, а сердцем быть демоном?

Но не хочу много говорить об этом и умолкну вместе с апостолом, который говорит: «О том, что они делают тайно, стыд­но и говорить» (Еф.5,12). Какое дело Ангелу до женитьбы Товии? Дело в следующем: он хочет изгнать демона, живущего в доме целомудренной девицы Сарры. Демон тот назывался асмодеем, что значит бес блудный. Бог послал Ангела с Товией, чтобы связать и изгнать его.

Но что де­лал демон в комнате Сарриной? Мы знаем, что он не имел над ней власти, та девица не была бесноватой, и бес боялся ее, как целому­дренной и святой. Зачем же бес жил там близ нее? Всякий, кто читал историю Товии, знает, для чего бес находился в комнате Сарры. В особенности же это можно понять из следую­щих слов Ангела: «Над теми, которые женятся так, что отгоняют Бога от себя и из ума свое­го, и в своем блудодеянии таковы, как «конь и мул, у которых нет разума» (Пс. 31,9), над та­ковыми имеет власть демон».

Сидел там демон тайно, где-то в углу, как вор, желающий что-нибудь украсть и выжи­дающий удобного времени, или как спрятав­шийся ловец, в ожидании желаемой добычи. Обручена была Сарра с первым женихом, и когда он вошел в спальню к девице не со страхом Божиим, а «как конь и мул», разожжен­ный плотской похотью, то бес, увидев его, сказал в себе: «Этот мой, над такими я влас­тен!» И, напав на него, умертвил.

Спустя не­которое время девица была обручена с другим женихом, который, войдя к ней с таким же плотским разжжением, без страха Божия, по­страдал так же, как и первый: был умерщвлен бесом. И так пострадали все семь женихов. Слушайте, живущие в супружестве! Слу­шайте, женящиеся! Слушайте и разумейте, что супружество без страха Божия и без воздержа­ния — это такая же радость для бесов, как и са­мое блудодеяние!

Но и об этом не буду много говорить, ибо стыжусь! О том, как должны поступать женящиеся, пусть прочитают в Товииной книге и пусть из нее научатся. Нам же следует обратить свои очи к святому Ангелу. Вошел целомудренный, чистый юноша, Товия святой и богобоязненный, в комнату к целомудренной, чистой, богобоязненной, святой девице Сарре.

Три дня и три ночи они воздержались от себя и только прилежно мо­лились Богу (см. Тов. гл. 8). Асмодей, бес блудный, бежит, Ангел же Господень поймал его и связал в пустыне выше Египта (см. Тов. 8, 3). Живи в пустынях, бес блудный, а не сре­ди людей Божиих! Живи там, где язычники, не знающие Бога, не разумеющие силы чис­той, христианской и целомудренной жизни, пребывают в нечистоте своей, как дикие звери пустыни или, лучше, как скоты, «как конь и мул».

Итак, из этой истории мы ясно видели ангельское хранительство, управление и бла­годеяния к ним, видели, что они пекутся и промышляют обо всем необходимом как для нашей души, так и для тела, сохраняют нас в путях наших и во всей нашей жизни, руко­водствуют, направляют, научают, поучают жить добродетельно и целомудренно в хрис­тианской чистоте, отгоняют от нас демон­скую силу, просвещают наши мысленные очи и возносят наши молитвы к Богу.

Святой старец Товия, утешенный в своей старости великими радостями, получив про­зрение очей своих, увидев свет небесный и свет очей своих, — возлюбленного сына и сноху Сарру с принесенным ею богатством, сказал своему сыну: «Что мы можем дать сему святому мужу, который шел с тобою?». Молодой Товия отвечал отцу своему: «От­че! Какую награду нам дать ему и чем достой­но заплатить за все благодеяния его?

Он по­шел со мной и привел меня здоровым. Он дал мне жену и отогнал от нее беса. Он избавил меня от рыбьей пасти, возвратил тебе зрение, чтобы видеть свет небесный, он исполнил нас всех благ. Чем мы достойно вознаградим его за все это?» (см. Тов. гл. 12). Мы уже отчасти знаем, возлюбленные, сколько благодеяний творят нам по воле Бо­жией святые Ангелы, хранители наши.

Какое же благодарение мы можем воздать им по Гос­поде Боге? Что достойное мы можем дать им за их благодеяния? Отдадим себя самих, бу­дем их послушными рабами, будем всегда и во всем творить их волю, будем повиноваться им, когда бы они ни влагали в нас помыслы о делах добрых, будем делать то, что они пове­лят нам, не отгоним их от себя мерзкими де­лами и греховной нечистотой.