Patristic Heritage [Pagez.ru] Beginning: Patristic Heritage First Page Patristic Heritage Miscellaneous Texts of St. Philaret (Drozdov) OrthodoxyLib Orthodox Internet Gospel Synopsis Spiritual Sides Philokalia Selected Prologue in Teachings Day by Day Church Calendar Cyril of Jerusalem.

4. Первый виновник греха и отец зла (Ин. 8, 44) есть диавол. Это сказал Господь, а не я. Яко диавол исперва согрешает (1 Ин. 3, 8). Прежде его никто не согрешил. Согрешил же он не потому, что от природы получил необходимую наклонность ко греху (иначе причина греха падала бы на того, кто таковым сотворил его); он, будучи сотворен добрым, от собственного произволения сделался диаволом, от действий получив это наименование.

Ибо, будучи Архангелом, после уже, по причине клеветы своей, назван диаволом, и быв добрым служителем Божиим, получил себе свойственное имя сатаны, поскольку сатана означает противника. Это не мое учение, но духоносного пророка Иезекииля. Он, оплакивая его, так говорит: Ты печать уподобления и венец доброты, в раю Божием был еси (Иез. 28, 12–13).- И несколько после: Был еси ты непорочен во днех твоих, от коегоже дне создан еси, дондеже обретошася неправды в те6е (Иез. 28, 15)

; весьма хорошо сказано: обретошася в тебе, поскольку не отвне привзошло в тебя зло, но сам ты родил его. После он сказал и причину сему: Вознесеся сердце твое в доброте твоей множества ради грехов твоих; и за грехи твои уязвлен ты, и на землю повергох тя (Иез. 28, 17). Согласно с этим говорит Господь в Евангелии: видех сатану, яко молнию с небесе спадша (Лк. 10, 18). Видишь сходство Ветхого Завета с Новым.

Он, ниспадши, вместе с собою увлек многих; он возбуждает похоти в тех, которые повинуются ему. От него прелюбодеяние, блуд и всякое другое зло. Чрез него праотец наш Адам изгнан, и вместо рая, приносившего без возделывания дивные плоды, получил землю, произращающую терния.

5. Что же, скажет кто-либо, погибли мы обольщенные, и неужели нет после того спасения? Мы пали - неужели нельзя восстать? Мы сделались слепы - неужели не возможно опять прозреть? Мы сделались хромы - неужели не сможем ходить прямо? Кратко сказать, мы умерли - и неужели нет средства воскреснуть? Тому, Который воздвиг Лазаря четырехдневного, уже смердевшего, не удобнее ли тебя, человек, воскресить живого?

Тот, Который пролил за нас драгоценную кровь Свою, освободит нас от греха. Не будем отчаиваться, братие, не ввергнем себя в состояние безнадежное. Ибо ужасно не иметь веры и надежды на покаяние. Кто не уповает спастись, тот без опасения умножает грехи свои, а кто надеется получить исцеление, тот без затруднения наконец остерегает себя от оных. Разбойник, если не ожидает помилования, доходит до ожесточения, а если надеется получить прощение, часто приходит в раскаяние.

Также змей отлагает чешую свою, мы ли не отложим греха? И произращающая терния земля, будучи хорошо возделана, превращается в плодоносную, а для нас неужели не возвратно спасение? Итак, природа наша может принять спасение, требуется только наше произволение.

6. Человеколюбив Бог, и человеколюбив неограниченно. Не говори же ты: я блудодействовал, прелюбодействовал, ужасные творил грехи, и притом, не однажды, но многократно. Неужели простит Он? Неужели предаст их забвению? Слушай, что говорит Псалмопевец: Коль многое множество благости Твоея, Господи (Пс. 30, 20)! Все в совокупности грехи твои не побеждают великости милосердия Божественного.

Язвы твои не превышают опытности врача твоего. Предай только себя Ему с верой, поведай Врачу болезнь твою, скажи и ты с Давидом: Рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви, и на тебе сбудутся следующие за этими слова: И ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31, 5).

7. Хочешь ли видеть человеколюбие Божие, ты, который недавно только начал слушать огласительное учение? Хочешь ли видеть человеколюбие и великое долготерпение Божие? Выслушай случившееся с Адамом. - Преслушал заповедь Божию Адам первосозданный; не мог ли Бог тогда же предать его смерти? Посмотри, что делает человеколюбивейший Господь! Правда изгоняет его из рая (

так как по причине греха своего он соделался недостойным сего местопребывания); впрочем, поселяет его прямо рая, чтобы видя, откуда ниспал, из какого и в какое состояние низвержен, мог он впоследствии спастись посредством покаяния. Перворожденный человек Каин соделался братоубийцей, изобретателем злодейства, виновником и начальником убийств, и первым завистником.

Но после того, как убил брата своего, на что осуждается он? Стеня и трясыйся будешь на земли. - Грех велик, наказание легкое.

8. Так поистине открывается здесь человеколюбие Божие, но еще оно не столь велико, как увидим его далее. Представь себе случившееся во времена Ноя. Прегрешили исполины, нечестие сильно разлилось тогда по земли, ради него долженствовал последовать потоп. И в пятисотый год (жизни Ноя) открывает Бог угрозу Свою; однако же в шестисотом уже навел потоп на землю.

Видишь ли величие Божия человеколюбия, которое простирается еще на сто лет? Неужели немедленно совершить не мог Он того, что совершил по истечении столетия? Но Он нарочно продлил время, чтобы дать возможность к раскаянию. Видишь ли благость Божию? Если б даже и тогда они покаялись, то не лишились бы человеколюбия Божия.