НИ-КА | Поучения

Ты недоумеваешь, брат, и удивляешься, когда читаешь об этом? Знай же, что все это Господь делал как мудрый врач, чтобы Своим примером исцелить больное человечество от двух болезней и страстей: подвигнуть к работе бездельников и ленивых, а тех, кто трудится, научить вести себя честно — не обкрадывать и не обманывать заказчиков. Научись же трудолюбию, и не от Ангелов, но от Самого Творца всех Ангелов и людей.

Если ты Патриарх, то подражай истинному Вселенскому Патриарху — Христу и помни о том, что и тебе полезно немного поработать: переписывай рукописи, или сам пиши о чем-нибудь, или занимайся чем-то другим духовным, чтобы тебе выполнить свой долг перед церковными постановления¬ми. Ибо таким образом ты сможешь блюсти свои помыслы, а также дашь хороший и полезный при¬мер пастве и исполнишь апостольскую заповедь, которая гласит: мы ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Сол. 3, 8).

Потому что кто не хочет работать, тот не должен и есть, как заповедал апостол Павел фессалоникским христианам: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол. 3, 10). Так делали и древ¬ние Патриархи — Златоусты, Григории, Афанасии, Кириллы, Евлогии, а с ними и жившие недавно — Нектарии, Досифеи, Хрисанфы, Иеремии и святейший Патриарх Антиохийский Сильвестр, который определил для себя каждый день заниматься по три часа иконописанием.

Если ты архиерей, то последуй примеру Великого Архиерея, а также весьма многих древних и новых архиереев. Если же ты священник или монах, то тебе еще более необходимо подражать Иисусу Христу в занятии каким-нибудь искусством или рукоделием. Потому что рукоделие, по слову святого Исаака,— как намордник, оно препятствует появлению праздности.

Деньгами же, заработанными тобой, ты сможешь помогать нуждающимся братьям. Поэтому все отцы, называемые «трудящимися», как, например, Иоанн Лествичник, Ефрем, Исайя, Эвергет, особенно же Василий Великий (в очень многих разделах своих «Правил для монахов») показывают из Священного Писания на примере Господа, апостолов и пророков, что телесное рукоделие — прекрасно и полезно.

Так пишет о нем авва Исаак: «Покой и праздность есть гибель для души, они предоставляют демонам возможность вредить ей». И как человек двойствен, то есть состоит из тела и души, то и труд его также должен быть двойственным. Душа должна быть занята умной и непрестанной молитвой, а тело — работой и рукоделием. Если ты, читатель, богат и знатен, то подражай Богатому милостью Владыке царей земных (Откр. 1, 5)

, Который, чтобы дать тебе пример, умалил Себя до того, что занимался рукоделием. Не допускай своему богатству приводить тебя к праздности и лени, но имей и ты какое-нибудь небольшое рукоделие. Ты можешь писать книги, как император Феодосии, который, собственноручно переписав все Евангелие, ежедневно читал его, или, как император Иоанн Кантакузин, который написал две замечательные книги против иудеев и мусульман.

Если же ты не учен, то служи другим с любовью (Гал. 5, 13) — посещай заключенных, больных, вдов, сирот, потрудись в делах милосердия, чтобы тебе не быть осужденным, как ленивому и негодному рабу. Господь взял человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15), а не для того, чтобы он сидел там в праздности и лени.

Ручной труд укрепляет тело и делает его здоровым, а праздность и лень делают его бессильным, вялым и боль¬ным. Справедливо написал премудрый Сирах: Многому злу научает праздность. Это мы видим и на деле: в том, кто трудится, меньше страстей и лукавства, а тот, кто пребывает в праздности, часто бывает одержим лютыми страстями. Итак, если раньше ты проводил жизнь в праздности и безделии, то проснись же наконец от этого тяжелого сна лености.

Измени твою жизнь и раскайся в том, что ты так долго не следовал за Иисусом Христом и был подобен бесчувственным идолам, которые имеют руки, но никогда ничего не берут в них, имеют ноги, но не ходят ими. Держи всегда в своем уме слова, которые говорил один преподобный при наступлении дня: «Тело, работай, чтобы питаться; душа, трезвись, чтобы спастись».

        3. ЕГО ЛЮБОВЬ Подумай, брат, о том, что Господь и после тридцати лет, после Крещения, имел совершенную любовь к Богу и к ближнему. Преподобный Максим Исповедник говорит, что диавол, как только услышал голос Отца, именующего Господа Своим возлюбленным Сыном (во время Крещения в реке Иордан: СеЙ есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение — Мф. 3, 17)

и зная из закона о двух главных и великих заповедях — Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими (Втор. 6, 5) и о другой — люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19, 18), то захотел испытать Господа, действительно ли Он любит Бога и ближнего. После того, как Господь крестился и был отведен Духом Святым в пустыню, на Четыредесятидневную гору, как только прошли сорок дней и сорок ночей, в течение которых Он не ел и не пил, диавол предстает пред Ним и, поскольку есть три главные страсти — сластолюбие, славолюбие и сребролюбие, начинает искушать Его ими.

Сперва он проверяет Господа, не сластолюбив ли Он. Говорит Ему: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4, 3), чтобы поесть Тебе и утолить свой голод. Но Господь, предпочитая любовь к Богу любви к этой жизни, отвечает: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). После этого диавол испытывает, не славолюбец ли Господь.

По попущению Самого Господа, он поднимает Его, ставит на крыле храма и говорит: если Ты Сын Божий, бросься вниз (Мф. 4,6), чтобы люди, видя, как Ты упал на землю и не претерпел никакого вреда, стали бы прославлять Тебя, как святого и чудотворца. Однако Господь, предпочитая славе людской любовь к Богу и Его славу, отвечает ему, что нельзя без необходимости искушать Бога, чтобы Он сотворил какое-нибудь чудо: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7).