Православие и современность

Не характерная ли это черта и других известных нам урийцев: Авраама, Сарры. Всю жизнь до самой глубокой старости, когда Исааку было уже 180 лет, прожили они вместе, полные любви и уважения друг к другу. Посылая слугу своего Елиезера в землю отцов, Авраам сказал: "Клянись мне Господом Богом неба и земли, что не возьмешь сыну моему жены из дочерей хананейских, среди которых я живу.

Но войдешь в землю мою, на родину мою к племени моему, возьмешь оттуда жену сыну моему Исааку". Раб сказал ему: "Может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю. Должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?" Авраам сказал ему: "Берегись, не возвращай сына моего туда; Господь Бог неба и земли, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который являлся мне, говоря: тебе и потомству твоему дам сию землю – Он пошлет Ангела Своего перед тобою, и ты возьмешь жену сыну моему (Исааку) оттуда.

Если же не захочет женщина идти с тобою в землю сию, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда". Елиезер "встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора". В Библии не указано, в какой именно город, но по смыслу речи Авраама ясно, что он посылал слугу в свой родной город Ур или близлежащий маленький хуторок Нахора.

По описанию разговора Елиезера и Ревекки у колодца можно предположить, что это было загородное имение Нахора, которое называлось его именем – Нахора. Ревекка говорит Елиезеру: "У нас много соломы и корма, и места для ночлега" (Быт. 24, 25), свидетельствуя, что, видимо, это была полевая ферма Нахора. Слово "город" в те времена часто означало просто селище, огороженное место, но иногда означало и город в нашем понимании тоже.

Полстолетия спустя, когда Исаак послал Иакова взять себе жену из дома Лавана, брата Ревекки, Лаван переселился в верховье Евфрата в город Харран, где был когда-то похоронен Фарра, отец Авраама и Нахора, прадед Лавана. Возле города (селения) Нахора Елиезер остановил верблюдов за оградой, у колодца под вечер, в то время, когда женщины выходят черпать воду, и сказал: "Господи, Боже господина моего Авраама! Пошли ее мне сегодня навстречу" (Быт. 24, 12).

"Еще не перестал говорить он в уме своем, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраама, и кувшин ее на плече ее, девица была прекрасна видом, дева, которую не познал муж". И спросил ее Елиезер – кто она? Она ответила ему. Тогда Елиезер поклонился Господу и сказал: "Благословен Бог, приведший меня прямым путем к дому брата господина моего.

Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей. У Ревекки был брат именем Лаван. Лаван выбежал навстречу Елиезеру, к источнику. Все детали говорят о том, что это было частное имение, а не большой город. И когда Елиезер рассказал все отцу Ревекки, то спросил, намерен ли он оказать милость Господину его Аврааму? Отвечали отец и брат ее: "От Господа это.

Вот Ревекка пред тобою, пусть будет она женою сына господина твоего, как сказал Господь" (Быт. 24, 50-51). "Как сказал Господь" – это был закон жизни последних благословенных урийцев. "И призвали Ревекку и сказали ей: Пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: Пойду" (Быт. 24, 58). Лаван, брат Ревекки, тоже верил в Единого Бога.

class="postLine"> Впоследствии, переселившись в Харран, он занялся как ремеслом, изготовлением языческих божков, но это совсем не значит, что сам стал язычником. В гневе Лаван говорил Иакову: "Зачем ты украл моих божков?", а их, оказывается, взяла дочь его Рахиль, жена Иакова, спрятала их под седлом и села на них. Такое непочтение обнаруживает, что для них это были лишь ювелирные изделия из золота, и больше ничего, товар, который "на черный день" Рахиль намеревалась продать в Ханаанские земли.

Итак, когда Ревекка и Елиезер приблизились к дому Авраама, им навстречу вышел Исаак, увидев его, Ревекка, застыдившись, опустила на лицо свое покрывало: прошло четыре тысячи лет, а христианские невесты, идя в храм на венчание, до сих пор покрывают лицо свое покрывалом (фатой) по примеру Ревекки, в честь ее и память о ней – прекрасной богобоязненной урийке.

Да, мы можем получить живое представление об урийцах по этим прекрасным обрядам. Многое к нам перешло от шумерийцев: счет времени, начатки астрономии, наук и искусств, сохранились до нашего времени их меры длины и веса (см. Тураев, "История Древнего Востока", 148), и даже такие обычаи, как покрывало невесты. Рассмотрев жизнь Авраама в Уре, где он провел половину своей жизни, 75 лет, и его урийское происхождение, сопоставив облик Авраама с другими урийцами, его родственниками и детьми как последними представителями первоначальной Ветхозаветной Церкви – обратим теперь взоры к Аврааму как отцу избранного народа, взглянем с духовной точки зрения на его величественный образ, возвышающийся на рубеже двух великих периодов Ветхозаветной Церкви.

"Авраам был девяноста девяти лет, когда Господь явился ему и сказал: Я Бог Всемогущий: ходи предо Мною и будь непорочен, и поставлю Завет Мой между Мною и тобою, между потомством твоим после тебя в роды их. Завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомства твоего" (Быт. 17, 1-7). Трижды Бог на протяжении всех веков от сотворения Адама до пришествия на землю Сына Божия заключал Завет Свой с людьми.

Первый раз Господь обещал в утешение падшему Адаму, что от потомства его произойдет Тот, Кто "сотрет главу змия" (диавола), что его Потомок станет Победителем ада и смерти, Искупителем первородного греха – и тогда потерянный Рай будет возвращен Адаму. Второй завет был с Ноем: "И сказал Господь Ною и сынам его с ним: Вот, Я поставлю Завет Мой с вами и потомством вашим, что не будет более истреблена всякая плоть водами Потопа", это был завет сохранить человечество до конца мира, как бы грешно оно ни было.

И, наконец, третий завет Бога – с Авраамом – о том, что от него произойдет Богоизбранный народ, который будет хранить веру в Истинного Бога, и будет Господь хранить этот народ и, посылая им Своих пророков, возвещать волю Свою, пока не придет "Примиритель, и Ему покорность народов", как пророчествовал внук Авраама Иаков (Быт. 49, 10).