Православие и современность

Адам имел Божественный, богопросвященный разум, ему в совершенстве были открыты тайны, и знал он по имени всякую тварь. Бессмертный Адам был по существу ближе к бессмертным Ангелам, чем к смертным людям, и только после грехопадения он стал смертным человеком, таким, как мы. Итак, перейдем к созерцанию величественных "дней" творения, тайне, открытой нам великим даром Божиим человеческим разумом.

  Астрономический период истории Земли Первый день творения И сказал Бог: Да будет свет, И отделил Бог свет от тьмы. И был вечер и было утро: день (иом) один. (Быт. 1, 3-5) Свет – первооснова всего мироздания. Первичная светящаяся туманность, рассеянная в необъятной вселенной – это тот первоисточник, до которого простирается человеческое познание о начале мира.

Что было до него, и откуда появился свет, почему излучение было столь высокой температуры – об этом человеческий разум безмолвствует, ибо источник света – непостижимый Бог. В этом излучении, температурой свыше 15 тысяч градусов, все химические элементы находились в газообразном состоянии. Остатки такого светящегося газа еще есть в газовом кольце нашего солнца, а целый ряд видимых звезд солнц, как Сириус и другие, до сих пор находятся в сжатом, но газообразном состоянии.

Свет этот, равномерно рассеянный по вселенной, творческим словом Божиим приводился в движение. Свет сгущался в миллионы отдельных светил, и они начали вращение вокруг своей оси по орбите, отбрасывая от себя отдельные сгустки, подвергавшиеся тем же законам движения. Так были созданы солнечные системы, входящие в состав Млечного пути, солнечных систем, существующих в виде отдельных туманностей (как Андромеда и др.)

, современная астрономия насчитывает около восьмидесяти. Необъятна вселенная. Чем больше расширяется человеческое знание о мире, тем более необъятные просторы открываются для нового познания, и все дальше отодвигаются границы непознаваемого. Непознаваема сама природа света, сложнейшая механика вращения электронов в атоме материи, в зависимости от физического его состояния: твердого, жидкого или газообразного.

Мир это энергия, сказал философ Освальд. Превращение материи в энергию и уничтожение материи. Расщепление атома. Многое из того, что было ведомо только небожителям, теперь становится достоянием и человеческого разума, чтобы он участвовал в прославлении Премудрого и Всемогущего Творца, как это делали Ангелы, когда Господь сотворил первозданный свет.

"Да будет свет, сказал Бог, И отделил Бог свет от тьмы". Что это значит? В межзвездном пространстве – мрак, подобный нашей ночи, только светящимися точками теряются в нем звезды. Но изначально это межзвездное пространство было наполнено светящейся туманностью, и только с образованием звездных миров отделился свет от тьмы. "И назвал Бог свет днем, а тьму ночью".

Здесь слово "день" пророк употребляет, конечно, не в смысле 24-часового астрономического дня, существующего только на Земле. По всей вселенной в то время не было философских понятий, да не было и богатства языка, чтобы эти понятия выразить, поэтому все выражались символами. Да не смутят нас два первоначальные стиха первой главы, где сказано о небе и земле до сотворения света, о котором сказано только в третьем стихе, ибо первые два стиха – это то, что в современном понятии нужно было бы назвать эпиграфом и поставить в правом углу, а не в строчках текста.

Но эпиграф – понятие нашего времени, и вряд ли кто-нибудь станет требовать этого от переписчиков древности. Эпиграфом служит следующее: "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водой" (Быт. 1; 1-2). Это как бы заглавие то, о чем пророк собирается повествовать, т.е. о небе и земле.

Что это только эпиграф можно судить из дальнейшего текста: "И создал Бог твердь и назвал Бог твердь небом" (Быт. 1; 7-8). Следовательно, небо (звездные миры) было создано после света, о котором говорится в третьем стихе. И о тьме говорится, что после создания света "отделил Бог свет от тьмы", так что "тьма над бездною" не могла быть до образования тьмы и отделения ее от света.

В такой же мере это относится к земле и воде. Итак, мы пришли к выводу, что первые два стиха – это эпиграф к первой главе книги Бытия, где Пророк предваряет, о чем он хочет повествовать: о небе, о земле, и о Боге, сотворившим все это. Таким образом, первый день – это день творения первоосновы всего – света.   Второй день творения И создал Бог твердь.

И назвал Бог твердь небом, И был вечер, и было утро: день второй. (Быт. 1; 7-8) Полный текст читается так: И сказал Бог: "Да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды" (Быт. 1; 6). "И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью" (Быт. 1; 7). "И назвал Бог твердь небом" (Быт. 1; 8).

Совершенно ясно, что тут идет речь не об обыкновенном понятии воды, но, по-видимому, на языке того времени выражается иное понятие (как слово "иом" обозначает и день, и период); иначе в повествовании не было бы логического смысла. Если речь идет об облаках, то это не есть вода; и каким образом небо могло быть посреди воды и отделить воду от воды?

Не нужно забывать, что книга Бытия переписывалась много раз, многие десятки раз. Первый ее список, с которого был сделан греческий перевод, относится к III веку до Р.Х., т.е. спустя тысячелетия после ее написания. Возможно, что выражение "вода над твердью" надо понимать в смысле мирового эфира, поэтому из данного текста мы берем только основной смысл его – создание тверди или неба, т.е. вселенной, космоса, звездных миров.