Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)/Принесем Тебе любовь нашу [Беседы во дни Великого Поста]/ Библиотека Golden-Ship.ru

Но Господь увидел в его сердце еле тлеющий огонь любви к Истине и приоткрыл на время его духовные очи. Разбойник увидел Ангелов, сослуживших священнику, и понял, что это был человек святой жизни. О его покаянии мы можем судить из того, что случилось дальше. Когда окончилась служба, он исповедал все свои страшные грехи и попросил, чтобы ему немедленно дозволили креститься, а потом умолял оставить его жить со свиньями в хлеву, при доме священника.

Терзаемый лютейшими муками совести, раскаиваясь в своих зверских преступлениях, он стал в душе считать себя хуже зверя и три года ходил на четвереньках, три года питался вместе со свиньями, а потом ушел в лес, где прожил еще двенадцать лет. С удивительной жестокостью он казнил себя голодом, холодом, всевозможными лишениями и не дерзал ходить прямо, как все люди, но только ползал или ходил на коленях, опираясь на руки, как звери. Как желал он умереть за Господа!

И Господь сподобил его мученической кончины. Охотники, приняв его за дикого зверя, ибо он весь оброс волосами, застрелили его, но он, умирая, благодарил их за это, как за величайшее благодеяние. Святость его была настолько очевидна, что сразу же после его смерти началось почитание его честных мощей, которые были перенесены в храм, и стали источать целебное миро и совершать бесчисленные чудеса.

Вот что такое покаяние — глубокое, беспрестанное до гроба, такое покаяние, которое способно творить чудеса! Какой пример для нас! О, если бы и ныне случилось подобное с кем-нибудь из неверующих, зашедшим посмотреть, как мы служим, послушать, что читаем и о чем проповедуем! О, если бы и его коснулась сила Божия, и он бы внезапно уверовал, как уверовал этот Варвар-разбойник! Однако где же наше покаяние?

Ведь Божественный свет изливается беспрестанным потоком в наши сердца и со страниц Евангелия, которое мы постоянно читаем, и во время службы в храме, где мы постоянно бываем. Озаряемые этим светом, неужели мы не изменимся, неужели не ужаснемся своим грехам, как св. Варвар, и не воскликнем с благоразумным разбойником: Помяни меня, Господи, когда придешь во царствие Твое!

Не будем же неразумно осуждать святых, подобно неверующим и неправославным, но будем преклоняться пред величием их покаяния и благодатным примером. Также не будем терять надежды на неизреченное милосердие Божие, которого может сподобить нас Господь даже и в последний момент нашей жизни, даже за одно слово покаяния, сердечного, всецелого, даже за краткую, но полную веры и надежды мольбу о помиловании и прощении множества наших грехов. Аминь. 23 февраля 1949 г. IV.

О поклонении Кресту Во Второзаконии, пятой книге великого пророка Моисея, написано: Проклят всякий висящий на древе (Втор. 21, 23). Первосвященники, книжники и фарисеи, распявшие Господа Иисуса Христа, как злодея, разорявшего Моисеев закон, решили предать Его самой позорной смерти, чтобы навеки заклеймить Его имя проклятием. О, зависть и злоба людская!

Злодеем, нарушителем закона, посмели называть Того, Кто воскрешал мертвых, воскресил даже четверодневного Лазаря, Кто отверзал очи слепым, творил бесчисленные чудеса, повелевал волнам морским и ветрам. Но Сам Господь Иисус Христос говорил о Себе, что пришел не нарушить закон, а исполнить. Кому же верить: тем ли, чей язык, поджигаемый адским пламенем, повторял такие страшные слова, или Самому Господу Иисусу Христу?

Мы веруем и исповедуем, что на Кресте висел не злодей, а Святейшая и Величайшая Жертва Богу за грехи всего мира. Мы знаем, что Господь добровольно предал Себя на поругание, истязания и мучения. Вспомним, что говорил Он апостолу Петру, извлекшему нож и отсекшему ухо слуге архиерейскому: Возврати меч твой в место его, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.

Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26, 52–53). Он, Которому повиновались стихии, мог бы уничтожить всех Своих врагов. Но Он этого не сделал: Он добровольно пошел на страшные мучения, Сам предал Себя на распятие. Бесчисленные сонмы Сил небесных ждали только одного Его мановения, чтобы защитить Его от позорной и ужасной крестной смерти.

Но Он не дал мановения, взойдя волею на Крест. И все Силы небесные в трепете и ужасе склонились пред Крестом Его, пред Тем, Кто отдал Себя, Свою Кровь, ради спасения нашего от грехов, от власти диавола. О, какой страшный, тягчайший грех сделали древние первосвященники, книжники и фарисеи, оклеветав Господа и предав Его позорной казни! Но добились ли они того, чего так сильно желали, навлекли ли они проклятие на имя Его и на все учение Его?

Нет, напротив, они были орудием воли Божией для прославления Животворящего Креста и Спасителя мира. Множество мучеников Христовых были распяты на крестах, повешены на деревьях, но они не прокляты Богом, а сияют на небесах, как звезды, — они не прокляты, а Богом благословлены. Для злодеев виселица во веки веков останется позором, но страдания мучеников ради Господа прославляют их и среди людей, и на небесах.

Ужасно заблуждение сектантов, презирающих крест, исполненных против него такой ненависти, которую заслуживают только орудия казни преступников: топор палача, виселица, французская гильотина, американский электрический стул. Мне рассказали о страшном происшествии, имевшем место лет пять назад в городе Ялте. Мальчики нашли небольшой перламутровый нательный крест, полюбовались им и решили подарить доброй, как им показалось, старушке, проходившей мимо. Это была баптистка.

Взяв крест, на котором, конечно, было и изображение Спасителя, она бросила его на землю и с яростью растоптала его на кусочки. Мы, православные христиане, глубоко чтим крест Христов и всю жизнь носим его на груди. Не носят креста евреи, мусульмане, и все неверующие. И рядом с ними становятся сектанты, которые не понимают, что крест Христов стал величайшей святыней после того, как на нем было распростерто Тело Господа Иисуса Христа, Сына Божия и по нему стекала Кровь Богочеловека; не понимают того, что все, приходящее в соприкосновение с пречистым Телом Богочеловека, получает великое освящение.