Ioann Krestyankin /Sermons/ Library Golden-Ship.ru Ioann (Krestyankin) Sermons Orthodox Library Golden Ship, 2012 From Pascha to Ascension The Nativity of Our Lord Jesus Christ The Twelve Great Feasts Great Lent and Preparation for It Feasts in Honor of the Mother of God Miscellaneous From Pascha to Ascension Homily on the Bright Paschal Week Now all are filled with light: heaven, and earth, and hell... Christ is risen! Children of God!

"Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят". Из умирающего сердца, из холодеющих уст льется молитва за врагов, поток любви Божественной к грешному миру. Можем ли мы без трепета внимать этим словам?.. О ком молится умирающий Спаситель? О всех, кто осудил Его на смерть. Во все времена жизни Господа на земле Его всегда окружали люди - "множество народа следовало за Ним" (Мф. 4, 25)

, вокруг Него "собирались тысячи народа" (Лк. 12, 1) и "теснили Его" (Мк. 5, 24). Ближайшие ученики никогда не оставляли Его. Но когда Он был взят и предстал пред судом беззаконных первосвященников и фарисеев, Он остался один... Где же были все окружавшие и теснившие Его прежде люди? Где исцеленные Им, больные и многочисленные слушатели? Где Его ученики?

Где Петр, обещавший всегда следовать за Ним? На суде никого не было. Никто не свидетельствовал о Господе Иисусе. Никто не промолвил в Его оправдание и защиту ни единого слова. Один предстоял Христос пред Своими судьями. Он не нуждался в свидетелях, 0н Сам "свидетельствовал об истине" (Ин. 18, 37)... Свидетельствовал о том, что "...

так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16). Мы знаем, что: так угодно было Божественной воле. Но наше сердце, сердце человека, остается как бы неудовлетворенным: неужели не было никого из людей, кто бы решился доброе слово сказать о Господе пред Его судьями, кто бы свидетельствовал в Его защиту!..

Нас поражает зрелище неблагодарности, ослепления, безумия и жестокости современников Христа. Рядом с благим и кротким ликом Христа нас изумляют та злоба и ожесточение, с которыми и архиереи, и книжники, и народ преследуют Праведника. Поражает то неистовство и безумие, с которыми толпа кричит Пилату: "Распни, распни Его!" Озлобленность иудеев была так велика, что привела в недоумение даже язычника Пилата.

Не найдя за Христом вины, Пилат пытается отпустить Его, пытается пробудить в иудеях уж если не сознание ими ошибки, то хотя бы простое человеческое сострадание к ни в чем не повинному человеку. Он умывает перед толпой руки в знак того, что неповинен в смерти Праведника. Но это вызывает еще большее озлобление, и толпа вопиет: "Кровь Его на нас и на чадех наших!" (Мф. 27, 25).

Любвеобильный и кроткий Спаситель молча смотрит на это народное безумие. Скорбь в пречистых глазах Его... Не эти ли же люди так недавно следовали за Ним толпами, слушали Его учение, приносили к Нему своих больных, и Он исцелял их... Не эти ли люди за несколько дней перед сим встречали и провожали Его восторженными криками: "Осанна Сыну Давидову!

" Как эти люди могли забыть Его знамения и чудеса, Его высокое учение? Пилат уступил требованиям народа. Господь Спаситель уже пригвожден ко Кресту. Раны от гвоздей причиняют боль и страдание. Кровь истекает из ран. На пречистом лице Его струйки крови. Это терновый венок ранил Его святую главу, и кровь сочится и из этих ранок.

Человеческое сердце сжимается от боли при одном только взгляде на Распятого. Но не трогает эта картина ожесточенных сердец иудеев. Проходя мимо Голгофы, они продолжают хулить Бога и злобными насмешками увеличивают душевную боль распятого Христа. А безгрешный, невинный Страдалец кротко просит Своего Небесного Отца: "Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят".

Молит Господь Отца Своего за тех, кто предал Его на распятие... Молит за тех, кто распинал Его, исполняя повеление начальников, а сами, возможно, и действительно не знали, кого они распинают... Молился, имея в виду и нас с вами, дорогие мои, ибо и мы продолжаем распинать Его... На протяжении нашей духовной сознательной жизни мы много раз слышали и читали в Святом Евангелии об этом жестоком и страшном преступлении человечества по отношению к Сыну Божию.

Слышали и о величайшей любви и милосердии Спасителя к людям. Всякий раз эта трагедия производит огромное впечатление на нашу душу. Вызывает сокрушение о наших грехах. Проверим себя, дорогие мои! Иудейский народ не знал истины. А мы ее знаем! Мы крещены и просвещены Духом Святым. От дней нашего детства мы хорошо знаем, что такое добро и что зло.

И, зная это, мы часто сознательно идем по пути греха. Как же нам, дорогие, надо каяться в этом и молить Бога о прощении. Только слова нашей молитвы должны быть другими. Хоть и стыдно нам в этом признаться, но мы должны будем сказать: "Господи, мы знали, что делали плохо, знали и то, как надо поступить, и все же делали плохое и неугодное Тебе.

Прости нам по неизреченной Твоей любви наши грехи! прости, что, зная и понимая, по немощи естества нашего мы продолжаем распинать Тебя!" Взирая на изображение Креста Господня, мы должны со всей строгостью проверить себя, не подражаем ли мы в поведении иудеям, в те отдаленные времена отвергшим возвышенное учение Христа Спасителя о любви ко всем людям и милосердии.

Пусть каждый из нас проверит - носит ли он в себе любовь? Творит ли с искренним желанием дела милосердия? Не тяготится ли своим личным крестоношением, посылаемым каждому из нас Богом? Помните, дорогие мои, что звание христианина, которое мы все с вами носим, обязывает нас в подражание Христу безропотно и с радостью нести посланный нам Богом крест.