Enlightener © RUS-SKY, 1999 The Work of St. Joseph of Volotsk The Enlightener of the Transfiguration of the Savior Valaam Monastery 1994     TABLE OF CONTENTS PREFACE The Legend of the New Heresy of the Novgorod Heretics: Alexei the Archpriest, Denis the Priest, Fyodor Kuritsyn and others, who also confess the First Word, against the new heresy of the Novgorod heretics, who say that God the Father Almighty has neither the Son nor the Holy Spirit, Consubstantial and Co-Throned, and that there is no Holy Trinity.

Так и с Писанием: если мы неправильно понимаем его, Писание сохраняет свою силу, но нам не будет на пользу. Как и теперь некоторые, прочтя божественные слова святых апостолов (которые они написали Святым Духом Господа нашего Иисуса Христа, явившегося в последние времена) и ложно поняв написанное, говорят: “Второго пришествия Христова долго нет, а уже пора ему быть”.

О бесовское прельщение и дерзость нечеловеческая! Ведь об этом и невещественные и присносущные небесные силы не смеют вопрошать, но во всем повинуются и без вопрошания славят! И пророк Моисей восклицает: “Не искушай Господа Бога твоего”(Ср.: Втор. 6, 16. Цитата приводится по: Мф. 4, 7; Лк. 4, 12.). И Господь возвещает своим ученикам: “Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти”(Деян. 1, 7.).

И Премудрость говорит: “Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй”(Сир. 3, 21 — 22.). И еще говорит: не противься промыслу Божию, “и не приступай к Нему с раздвоенным сердцем”(Сир. 1, 28.), “и не будь как человек, искушающий Господа”(Сир. 18, 23.). И апостол Павел пишет: “Итак, неизвинителен ты, всякий человек... Неужели думаешь ты... что избежишь суда Божия?..

Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его”(Рим. 2, 1, 3 — 6.). И еще: “Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас... Будьте, как я”(Гал. 4, 10 — 12.). Почему премудрый Павел говорит: “Будьте, как я”? Потому что он, не в силах постичь безмерную пучину премудрости Божией и видя глубину ее, восклицал: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?”(Рим. 11, 33 — 34.)

Мы же — персть и прах, плоть и кровь, трава и цвет травный, тень и дым и суета, и даже хуже того, — мы хотим знать непознаваемое, чего Бог не велел. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: “Не знают ни Ангелы небесные... но только Отец”(Ср.: Мк. 13, 32.), — а ты говоришь: “Долго нет второго пришествия, уже пора ему быть”. Или думаешь, что это небольшой грех — говорить так?

Такой гордости исполнился человек, что и больше самих ангелов себя почитает. Слыша, что даже ангелам небесным Бог не повелел знать, он, надмеваясь от гордости, говорит: “Уже пора быть второму пришествию”, — и Бога, Которого подобает лишь прославлять и поклоняться Ему, он дерзает вопрошать, словно какую-нибудь незначительную тварь, и разглагольствовать. Это признак совершенного безумия.

Нам подобает благодарить Владыку и с сокрушенным сердцем и горькими слезами припадать к Нему и молиться, ибо Он еще не судит, еще долготерпит и не воздает нам по делам нашим, не желая нас погубить, но желая всех привести к покаянию. Мы же сами собираем огонь на свою голову и говорим: “Почему так долго нет второго пришествия Христова, ведь уже пора ему быть?” Кто может установить время Богу?

Кто может вопрошать Бога, безначального, неизменного, присносущного, бесконечного, о Котором Священное Писание говорит: “Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья... Он есть Тот, Который восседает над кругом земли”(Ис. 40, 22.), Он есть тот, Кто сотворил землю, словно ничего не значащую, Кто “сотрясает поднебесную от основания, но столпы ее не поколеблются”(Ср.: Иов. 9, 6. Цитируемый прп.

Иосифом текст отличается от других списков и изданий славянской Библии, в которых читаем: “Столпы же ее колеблются”. — Ред.), Кто “запретит морю, и оно высыхает”(Наум. 1, 4.), Кто “бездне говорит: “иссохни!”(Ис. 44, 27.), пред Кем вся тварь приходит в смятение, боится и трепещет (Ср.: Пс. 32, 8.). Только ты один вопрошаешь и говоришь: “Тысяча пятьсот лет прошло, а второе пришествие задерживается, хотя апостолы писали, что Христос родился в последние времена”.

Послушай и о том, почему святые апостолы говорили, что Господь родился в последние времена. Ведь Он не пришел на землю родиться ни в первую тысячу, ни во вторую, ни тогда не пришел, когда увеличились преступления заповедей Божиих и люди осквернили землю убийствами и кровью, прелюбодеяниями и блудом, отчего Господь навел потоп и погубил всех, и лишь немногие спаслись.

Не пришел Он и тогда, когда люди стали делать идолов и вместо Создателя поклонялись твари. Когда же прошло пять тысяч пятьсот лет, Господь пришел спасти нас. Потому святые апостолы и сказали, что Господь родился в последние времена. Нигде в святых книгах, ни у апостолов, ни у пророков, ни у святых отцов не говорится, что второе Христово пришествие будет тогда, когда минует тысяча лет или две после первого Его пришествия.

Сам Господь наш Иисус Христос сказал в Святом Евангелии: “Никто не знает, ни Ангелы небесные... но только Отец”(Мк. 13, 32.). Согласно с этим писали и святые пророки и апостолы и святые отцы наши. Даже если бы Бог возвестил нам в Священном Писании или кто-либо из святых апостолов или пророков сказал, что пройдет тысяча или две тысячи лет после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и тогда будет второе пришествие, и если бы прошло то время, а второго пришествия не было бы — и тогда недопустимо рассуждать об этом и вопрошать Творца и Содетеля всяческих.

Ибо человеколюбивому и душелюбивому Господу Богу Вседержителю свойственно терпеть наши грехопадения и не желать нашей погибели во грехах, но всех вести к покаянию. Так, о Ниневии Он говорил, что город погибнет, — и тот не погиб, но благочестие победило осуждение (Иона 1, 2; 3, 1 — 10.). И о Езекии завещал и сказал ему для домашних его, что он умрет и не будет жить (4 Цар. 20.), — и он не умер.