Enlightener © RUS-SKY, 1999 The Work of St. Joseph of Volotsk The Enlightener of the Transfiguration of the Savior Valaam Monastery 1994     TABLE OF CONTENTS PREFACE The Legend of the New Heresy of the Novgorod Heretics: Alexei the Archpriest, Denis the Priest, Fyodor Kuritsyn and others, who also confess the First Word, against the new heresy of the Novgorod heretics, who say that God the Father Almighty has neither the Son nor the Holy Spirit, Consubstantial and Co-Throned, and that there is no Holy Trinity.

Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его”(2 Тим. 4, 1.). И еще он сказал: “Еще немного... и Грядущий приидет и не умедлит. Праведный верою жив будет”(Евр. 10, 37 — 38.). “И тем более молитесь, чем более усматриваете приближение дня Господня”(См. Евр. 10, 25. Цитата близка к редакции Острожской Библии. — Ред.). “...

Некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников”(Евр. 10, 27.). И: “Господь будет судить народ Свой”(Евр. 10, 30.). И: “Страшно впасть в руки Бога живаго!”(Евр. 10, 31.) “Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет”(Евр. 4, 12 — 13.). И еще говорит апостол: “Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, чт`о не допускает открыться ему в свое время... которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего... Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим”(2 Фес. 2, 3 — 6, 8, 15.). Итак, это апостольское учение.

Послушай же и написанное святым Ефремом, подобное пророческим, евангельским и апостольским писаниям. Ефрем: Вот, Господь стоит при дверях, чтобы сотворить кончину веку суетному, и труба небесная, созывающая по повелению Божьему, готова, и силы небесные стоят наготове, чтобы прийти по повелению Грядущего на облаках, с устрашающими явлениями, судить живых и мертвых.

И вот, Господь, Спаситель наш, придет как молния, блистающая с неба в облаках, пред славою Его движутся в славе неизмеримой чины ангельские и архангельские, все как пламень огненный, и река огненная исходит от востока с яростью, словно свирепое море, сжигая и сравнивая горы, пожигая землю и все, что на ней. Тогда, братия мои, от огня того источники иссякнут, море иссохнет, воздух потрясется, звезды спадут с неба, солнце исчезнет, луна превратится в кровь, небеса совьются в свиток.

Тогда вспыхнут молнии, и за ними двинется полк ангельский, тьмы тем ангелов и архангелов, тысячи тысяч бесчисленного воинства небесного, и херувимов, и серафимов, и многоочитые громким гласом вопиют: “Свят, свят, свят Господь Саваоф, святой Господь Вседержитель”. И труба возглашает грозно, и клич великий с неба раздается: “Вот, Судия приближается, великий Царь является, Бог всех веков грядет судить вселенную и воздать каждому по делам его”.

Тогда всякая тварь на небе и на земле и под землей громко возопит: “Благословен Царь, грядущий во имя Господне!” Тогда расступятся небеса, и явится Царь царствующих и Господь господствующих, как молния страшная, с силою великою и бесчисленною славою. И в другом месте святой Ефрем говорит: как вспышка молнии, будет пришествие Христово, и никто не возвестит, когд`а это будет — в этот день или в тот.

И тогда каждый, плача, скажет: “О, горе мне! О, горе мне, грешному, погубившему дни свои!” Ибо вся земля тогда вострепещет, как вода морская, от лица славы Его. И еще говорит: когда небеса разольются огнем, стихии же истают, опаляемы, и земля и все, что на ней, попалится, когда звезды опадут, словно листья, солнце и месяц померкнут — тогда явится Сын Божий с неба, с яростью и гневом неудержимым, и сядет Он на престоле славы Своей, и призовет землю от востока и до запада, и воздаст каждому по делам его. О, тяжко мне! О, тяжко мне! Где будет тогда злато и сребро? Где красота риз? Где цари и князи и воеводы?

Где похоть плотская, греховная и скверная и воистину мерзкая? Где пища и питие? И в другом месте он говорит: города потонули и селения опустели от гнева Божия, а мы ничем не устрашаемся. Солнце в полдень помрачилось над нами и раз, и два — но и этого не боимся. Войска персидские и варварские пришли и опустошили страну нашу, чтобы мы убоялись Бога и пришли к покаянию, все пророчества и все писания исполнились, при дверях уже час каждого из нас, и все предсказанные знамения явлены, нет больше ничего иного, кроме врага нашего, славы антихристовы.

Тогда заплачет горько всякая душа и воздохнет тяжко. И увидят все скорбь безутешную, и будет страх внутри и трепет снаружи, на дорогах плач и в домах рыдание, на дорогах г`оре и в домах г`оре. Итак, и пророки, и евангелисты, и апостолы, и святой Ефрем говорят одно и то же об одном и том же. Ты же, пренебрегая пророческими, евангельскими и апостольскими словами, исследуешь лишь сочинения святого Ефрема и говоришь: “Тысяча сто лет прошло, с тех пор как написал их святой Ефрем, а второго пришествия нет”.

Но почему ты не принимаешь во внимание, что прошло уже пять тысяч лет и более с тех пор, как говорил об этом праведный Енох, и три тысячи лет прошло с тех пор, как сказал о том же великий Моисей, и две тысячи пятьсот лет прошло с тех пор, как написал об этом святой Давид, и две тысячи лет и более прошло с тех пор, как написали об этом святые пророки, и тысяча пятьсот лет прошло с тех пор, как существуют евангельские и апостольские писания!

Свидетельство крайнего неразумия, зависти и лукавства — одних хвалить, а других, говоривших то же самое и о том же, укорять. Если рассматриваешь сочинения святого Ефрема, рассмотри и слова пророческие, евангельские и апостольские, и все Священное Писание. Но как пророческие, евангельские и апостольские слова истинны, так истинно и совершенно неложно и сказанное святым Ефремом.

Ведь для Священного Писания обычно — говорить о будущем как о настоящем. Как сказал Господь наш Иисус Христос: “Неверующий в Сына Божия уже осужден”(Ср.: Ин. 3, 18.). Но ведь еще не было ни суда, ни муки: как же он осужден? И еще: верующий в Сына Божия “перешел от смерти в жизнь”(Ин. 5, 24.). Не сказано “перейдет”, но уже “перешел”. Как тот осужден, хотя суда еще не было — так и этот перешел от смерти к жизни, хотя еще не умер.