Enlightener © RUS-SKY, 1999 The Work of St. Joseph of Volotsk The Enlightener of the Transfiguration of the Savior Valaam Monastery 1994     TABLE OF CONTENTS PREFACE The Legend of the New Heresy of the Novgorod Heretics: Alexei the Archpriest, Denis the Priest, Fyodor Kuritsyn and others, who also confess the First Word, against the new heresy of the Novgorod heretics, who say that God the Father Almighty has neither the Son nor the Holy Spirit, Consubstantial and Co-Throned, and that there is no Holy Trinity.

Иноки же за православную христианскую веру пролили кровь свою и души свои положили. И еще говорит апостол: “Внимая духам обольстителям и учениям бесовским”, — а ведь все дела еретиков противоречат пророческому, евангельскому и апостольскому писанию. И еще он говорит: “Через лицемерие лжесловесников”, — еретики же имеют и то, и другое — и лицемерие, и лжесловесие, потому что нечистые духи демонские вселились в них.

И еще: “Сожженных в совести своей”, — как огонь поедает предметы, так и еретическая совесть сгорает, как от огня, от лукавого и скверного жития. И еще говорит апостол: “Запрещающих вступать в брак”, — ведь есть еретики, так называемые воздержники, маркиониты и манихеи, измыслившие и создавшие множество ересей, одна из которых состоит в следующем: они говорят и пишут, что брак не Богом заповедан, но диаволом, и ничем не отличается от блуда. Подобно тому думают и месалиане.

И святой Макарий переспорил еретика, полагающего, что брак ничем не отличается от блуда. Видишь — апостол говорил об этих еретиках, а не об иноках. Ведь иноки, по древнему преданию, девство почитают выше брака, но и брак не бесчестят, а согласны с апостолом, сказавшим: “Брак честен и ложе непорочно”(См. Евр. 13, 4.). И в божественных правилах пишут преподобные и богоносные отцы наши: Церковь и честное сожительство в браке почитает, и воздержание с благоговением и чистотою приемлет, и отшествие от мирских вещей со смиренномудрием любит, и богатство с правдою и с благотворением не порицает, и нищету и бедность с благодарением хвалит (Здесь прп.

Иосиф близко к тексту пересказывает 21-е правило Гангрского собора. — Ред.). Так же пишут и Василий Великий, и Афанасий Великий, и многие другие святые отцы наши: Господь Бог, заботясь о нашем спасении, потому разделил человечество на два образа жизни, на супружество и на девство, чтобы тот, кто не может терпеть воздержания и девства, вступал в брак с женою и не получал за это упреков, если прочие заповеди евангельские соблюдает.

Видишь, святые и преподобные отцы наши девство почитают выше, но и брак не бесчестят. И еще говорит апостол: “Запрещающих... употреблять в пищу...”, — ведь еретики отказываются от пищи не ради воздержания, но потому, что считают ее скверной. Как и окаянные манихеи, которые не только пищу, но и Бога, сотворившего ее, хулят и говорят, что пища — это творение злого бога; и если кто-нибудь принесет им пищу, то они, прежде чем взять ее, проклинают сотворившего ее и говорят: “Да рассеется сеявший тебя, и да смелется смоловший тебя, и испекший тебя да испечется”.

Севириане же отвергают вино и говорят, что виноградная лоза — от змия. И Магомет, который прельстил агарян, повелевает в своих богохульных сочинениях ни в коем случае не пить вина, утверждая, что оно нечисто. Вот видишь — еретики запрещают употреблять некоторые виды пищи потому, что считают их нечистыми, а не ради поста. Иноки же любят воздержание, и не ругают чистой пищи, а ругающих проклинают.

И в божественных правилах написано так: если кто-нибудь осуждает тех, кто ест чистое мясо, говоря, что вкушающему мясо невозможно получить спасение, — да будет проклят (2-е правило Гангрского собора.). Если даже сами иноки и не едят мяса или еще какой-нибудь пищи, они не называют ее скверной, как еретики, а не едят этой пищи ради воздержания. И не сами они решили придерживаться поста и воздержания, но восприняли это от Самого Бога, ибо пост был заповедан изначально в раю.

Первая заповедь, которую получил Адам, была такой: не вкушать от древа познания добра и зла. И это указание — не вкушать от него — и является установлением поста и воздержания, ведь в раю не было ни вина, ни заклания животных, ни мясоядения. Таким образом, пост — образ райского жития. Потому и пророки, и праведники постились. Так, еще до Закона Мелхиседек ел побеги деревьев и пил росу, и Моисей сорок дней постился, также и Илия, и Даниил и три отрока постились.

И святой Иоанн Предтеча не ел ничего, кроме акрид и дикого меда. И ессеи не только мяса не ели, но и вина не пили. И Господь наш Иисус Христос 40 дней постился, а после Его Божественного Вознесения на Небеса и святые апостолы постились и не вкушали мяса, воздержания ради, как свидетельствует великий апостол Петр. Ведь он говорит Клименту, своему ученику: “Видишь, Климент, я не питаюсь ничем иным, только хлебом и водою и небольшим количеством маслин”.

И святой апостол Павел сказал: “Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек”(1 Кор. 8, 13.). И в путешествии святого Иоанна Богослова говорится, что он ел в день по две унции хлеба и пил по одной чаше воды. Также и в путешествии святого апостола Фомы сказано, что пищей его был один хлеб, а питьем — вода. И еще говорит апостол: “То, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением”.

Еретики же не только не благодарят Бога, сотворившего пищу, но и хулят, как уже было сказано; а иноки и прежде вкушения благодарят Бога, и по вкушении делают то же. Еретики утверждают, что пища скверна, а иноки, вслед за апостолом, говорят, что “всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением и вкушается, потому что освящается словом Божиим и молитвою”(См. 1 Тим. 4, 4 — 5.).

Ты видишь, что святой апостол Павел говорил не об иноках, но о еретиках, которые приравнивают брак к блуду, пищу же называют скверной. Скажем еще и о словах Закона Моисеева: “Проклят всякий, кто не восставит семени в Израиле”. Еретики говорят, что это написано об иноках и о всех, кто живет целомудренно и чисто, — это они не восставили семени. Но мы, имея упование и надежду на Бога Слово, воплотившегося от Девы и почтившего девство более всех добродетелей, отвечаем им: неизреченна чистота девства и целомудрия и истина чистоты, ибо чистота сопричастна ангелам, соединена с горними силами, подобна бесплотным естествам, попирает страсти, удаляет всякую печаль, избавляет от слов осуждения: “Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей”(Быт. 3, 16.).

Родившись от Девы, Господь воздал честь девству, потому что девство выше и гораздо предпочтительнее брака. Насколько ангелы выше людей и небеса выше земли, настолько девственники более чтимы, чем женившиеся, ведь девство — это житие ангельское и равноангельское. Девственное житие изначально было установлено Богом для естества человеческого. Когда Бог создал Адама и Еву, они были наги и не стыдились.

А быть нагим и не стыдиться — свидетельство совершенной чистоты и целомудрия. Когда же они преступили божественную заповедь и были изгнаны из рая, то были осуждены на смерть. Тогда Адам познал жену свою, и она зачала сына, чтобы род человеческий был сохранен деторождением и человеческое естество не погибло. Когда совершилось преступление, тогда было разрешено и брачное совокупление.