Enlightener © RUS-SKY, 1999 The Work of St. Joseph of Volotsk The Enlightener of the Transfiguration of the Savior Valaam Monastery 1994     TABLE OF CONTENTS PREFACE The Legend of the New Heresy of the Novgorod Heretics: Alexei the Archpriest, Denis the Priest, Fyodor Kuritsyn and others, who also confess the First Word, against the new heresy of the Novgorod heretics, who say that God the Father Almighty has neither the Son nor the Holy Spirit, Consubstantial and Co-Throned, and that there is no Holy Trinity.

Такие поступки свойственны глупым людям, а не мудрым: будучи одному, разговаривать самому с собой и наставлять себя самого в работе. И если мудрому человеку нелепо и неприлично так поступать, то тем более не подобает таковое Богу. Потому Бог не сказал: “Сотворим небо, сотворим землю, сотворим море”. Но Он сказал: “Да будет небо!” — и стало так. И все остальное творение Он создал Один.

Человека же Бог создавал не так, Он сказал: “Сотворим человека”. Очевидно, Бог обращался к другому Лицу, с Которым Он беседовал и советовался. Кто советник Богу? Мне ответят: пророки. Но Исаия говорит о Единородном Сыне Божием, что Тот — советник Богу, Иисус Христос, Сын Божий по существу, а не по благодати. Исаия сказал: “Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам...

и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел...”(Ис. 9, 6.) Ему сказал Отец: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию...” Далее, желая показать, что Он не простое дитя и не один из ангелов, но истинный Бог, пророк говорит о Нем: “Бог крепкий, Властелин, Князь мира”(Ис. 9, 6.). Далее, чтобы не думали, что Он Бог не по Существу, но лишь по благодати, как Моисей и Давид (

ибо Бог сказал Моисею: “Смотри, Я поставил тебя Богом фараону...”(Исх. 7, 1.); и Давид говорит: “Я сказал: вы — боги...”)(Пс. 81, 6.), Исаия сказал о Господе Иисусе Христе: “Бог крепок”. Моисей и Давид не были сильны сами по себе, но получили силу от Бога и не сохранили ее, но согрешили перед Господом и изнемогли, и один плакал об обетованной земле, другой же — о своих грехах.

Далее Исаия, говоря о Господе Иисусе Христе, заключает: “Отец будущего века”(Ис. 9, 6.). Этим пророк пресек все нечестивые вымыслы! Ибо никто из людей не будет Отцом будущего века, но только Сын Божий, Он — и младенец, и Христос по человеческой природе, и Ангел, и Бог сильный, и Отец будущего века, и советник Отца в творении человека, а не таковой, как Моисей и Давид.

Советником Отца также является Святой и Животворящий Дух. Но вначале пусть Священное Писание скажет о Единородном Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе, после — о Святом и Животворящем Духе. Мы уже видели, как еретик побеждается нашими доводами, когда понимает, что не только Богу, но и разумному человеку нелепо, занимаясь в одиночестве каким-либо делом, разговаривать самому с собой.

Но жидовин упорствует и говорит, что слова: “Сотворим человека по образу и по подобию Нашему” — Бог сказал ангелам. Мы так ответим жидовину: если бы Бог обращался к ангелам, то не было бы написано: “Сотворил Бог человека, по образу и по подобию Божию сотворил его”(Ср.: Быт. 1, 27.), но было бы написано, что человек создан по подобию и образу Божию и по подобию и образу ангелов.

Никто не осмелится сказать, что подобие Божие и ангельское — едино; ибо нигде не написано, что Бог сотворил ангелов по образу и по подобию Божию. Когда Бог создал тьмы тем ангелов и тысячи тысяч архангелов, Ему не нужен был советник. Когда же Он захотел создать маленького и слабого человека — неужели Богу потребовался ангел для совета? Ангелы, создания Бога, не принимали участия в творении мира вместе с Богом, как Бог свидетельствует в книге Иова, говоря: “Когда Я сотворил звезды, громко восхвалили Меня все ангелы и воспели Меня”(См. Иов 38, 7.

Славянская Библия — от рукописной Геннадиевской, современной прп. Иосифу Волоцкому, до Синодальной Елизаветинской 1751 г. — в этом отрывке расходится с Синодальным переводом 1876 г. Это связано с тем, что русский Синодальный перевод Ветхого Завета осуществлялся на основе древнееврейского текста, а все славянские переводы Ветхого Завета опирались на греческий текст — Септуагинту.

Далее подобные цитаты, переведенные с славянского текста Библии и отличающиеся от русского Синодального перевода, мы приводим с пометой “см.”. — Ред.). Но после сотворения человека Бог сказал: “Вот, Адам стал как один из Нас”(Быт. 3, 22.). Если бы Божество было односоставным, то Бог сказал бы: “Вот, Адам стал, как Я”. Но Он сказал не так: “как один из Нас”.

И еще сказано: “И сотворил Бог человека... по образу Божию сотворил его”(Быт. 1, 27.). Если бы у Божества было одно Лицо, в книгах было бы сказано: “Сотворил Бог человека, по образу Своему сотворил его”. Но Бог перед созданием человека сказал: “Сотворим человека”; после творения Он сказал: “Вот, Адам стал как один из Нас”; и еще: “И сотворил Бог человека... по образу Божию сотворил его”.

И так во многих местах Священное Писание указывает на то, что Божество не одноипостасно, но Триипостасно! Далее Писание говорит о смешении народов: “Сойдем и смешаем там язык их”(См. Быт. 11, 7. В славянской Библии: “Придите, сойдем и смешаем языки их”.). К кому это сказано? Разве не очевидно, что Бог это сказал Своему Сыну и Святому Духу? В Книге Бытия пишется: “И явился Аврааму Бог.

Авраам возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Он побежал навстречу им и поклонился до земли, и сказал: Владыка, если я обрел благодать пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего”(Ср.: Быт. 18, 1 — 3. Помета “ср.” применяется в том случае, когда имеет место цитирование с элементами пересказа; когда цитата восходит к неизвестной нам редакции Библии; когда авторская отсылка является неточной, но все же можно обнаружить аналог в Священном Писании. — Ред.).

Авраам увидел в образе трех мужей Святую Троицу. Видя Троих, Авраам обращался к Одному, и этим он объявил единство Божества; ибо Троица едина и троична: едина по Естеству, троична — Ипостасями. Далее Писание говорит о Содоме: “И пролил Господь... огонь от Господа с неба”(Быт. 19, 24.). Какой Господь и от какого Господа, кроме как Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, и Святой и Животворящий Дух, от Бога Отца Вседержителя?