Enlightener © RUS-SKY, 1999 The Work of St. Joseph of Volotsk The Enlightener of the Transfiguration of the Savior Valaam Monastery 1994     TABLE OF CONTENTS PREFACE The Legend of the New Heresy of the Novgorod Heretics: Alexei the Archpriest, Denis the Priest, Fyodor Kuritsyn and others, who also confess the First Word, against the new heresy of the Novgorod heretics, who say that God the Father Almighty has neither the Son nor the Holy Spirit, Consubstantial and Co-Throned, and that there is no Holy Trinity.

Елисей говорит Илии: “Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне”(4 Цар. 2, 9.). Иезекииль сказал: “Был на мне Дух Господень”(Ср.: Иез. 2, 2.); и еще сказал: “И дам сердце новое и Дух Мой дам вам”(Ср.: Иез. 11, 19.); и он же сказал: “Была на мне рука Господа, и Он вывел меня Духом Божиим”(См. Иез. 37, 1.); и еще: “И вошел в них Дух Божий, и они ожили”(Ср.: Иез. 37, 10.).

Во Второзаконии сказано, что Иисус Навин исполнился Духа Святого и мудрости, когда Моисей возложил на него руки (Втор. 34, 9.). И еще: “Дух Господень исполнил Веселеила мудростью, разумением и всяким искусством”(Ср.: Исх. 31, 2; 35, 30 — 31.). Святой Дух сошел на 70 мужей старейшин при Моисее, ибо сказано: “И сошел Господь в облаке... и взял от Духа, Который был на Моисее, и дал семидесяти старейшинам”(См. Чис. 11, 25.).

68 из них пришли к скинии и начали пророчествовать. Елдад же и Модад не пришли к Моисею, но и они начали пророчествовать; Иисус, преемник Моисея, удивился и пришел сказать Моисею: “Господин Моисей, слышал ли ты, что Елдад и Модад пророчествуют? Они были позваны к скинии, но не пришли, запрети им”. Моисей ответил: “Я не могу запретить им, ибо это небесный дар, его я сам имею по дарованию.

Не думаю, что ты сказал это из зависти, не упрекай меня за то, что они пророчествуют, а ты не пророчествуешь, дождись времени”, — “О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!”(Чис. 11, 29.) Пророчески говоря “когда бы Господь послал”, Моисей ясно объявляет, что Господь еще не послал Духа Своего и потому нет дара пророчества у Иисуса Навина, ибо сейчас дается лишь частичное дарование — когда же даст Господь, то дарование будет обильным.

Так Моисей предсказал сошествие Святого Духа на святых апостолов в Пятидесятницу, о котором говорит и Иоиль: “И в последние дни излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши. Ибо на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего”(См. Иоил. 2, 28 — 29.), и прорекут. И разве не исполнилось это предсказание в пятидесятый день, когда Святой Дух сошел на святых апостолов?

Писание говорит: “Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь”(Иов 33, 4.). Пророк Захария также говорит: “Да укрепятся руки Зоровавеля, и руки Оседека священника, и руки людей, потому что Я с вами, и Слово Мое, и Дух Мой”(Ср.: Зах. 4, 6.). “Но слова Мои и законы Мои исполняете, которые Я заповедал Духом Моим пророкам, рабам Моим”(См. Зах. 1, 6.).

В книге пророка Даниила пишется: “Воздвиг Бог через Святого Духа молодого юношу по имени Даниил”(См. Дан. 13, 45.). Навуходоносор сказал Даниилу: “Валтасар, глава мудрецов! Я знаю, что в тебе Дух Святого Бога”(Дан. 4, 6.). В книге Бытие сказано: “Дух Божий носился над водою”(Быт. 1, 2.), оживляя все, чтобы Божие творение не было мертвым. И если Святой Дух подал Елисею дар чудотворения, наставлял Иезекииля, явил воскресение мертвых, исполнил мудрости Иисуса Навина, исполнил Веселеила разума и искусства, сошел на 70 мужей старейшин и подал им дар пророчества, сделал Моисея законодателем, по пророчеству Иоиля в последние дни излился и подал дар пророчества, умудрил Даниила, Исаию освятил и сделал пророком, Иеремию избрал во чреве матери, — скажи, еретик, если столь много чудесных и неизреченных дел Святой Дух сотворил, как может Он растворяться в воздухе?

Ведь все, растворяющееся в воздухе, уходит в небытие. Достаточно нам знать для спасения, что Отец имеет Слово и Дух, то есть Сына и Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных Себе! Слово Божье не таково, как мое слово, производимое из груди речевыми органами и растворяющееся в воздухе. У меня есть три органа речи: язык, зубы и губы. Бог же не имеет ни груди, ни языка, ни зубов, ни губ наподобие наших; также и Слово Его не растворяется в воздухе, но Слово Его живо и Ипостасно, изначально было у Бога, и Само — Бог.

Также и Дух Божий не таков, как мое дыхание, исходящее изо рта и растворяющееся в воздухе. Дух Божьих уст, Дух истинный, исходящий от Отца, и Сам — Бог; Он имеет Божественную сущность и совершенную Ипостась, а не растворяется в воздухе. Пойми три действия Божии: Господь повелевает, Сын содействует, Дух укрепляет. Если нет человека бессловесного и бездыханного, то насколько больше человека Бог!

Но вот что еще говорит еретик: “Человек имеет душу, которая рождает слово, произносимое через рот дыханием и невидимое для людей; одна лишь душа живет в теле, слово же и дыхание выходят и исчезают, растворяясь в воздухе. Так же и Отец, Творец всего, имеет произносимое слово и дыхание, растворяющееся в воздухе. Мы потому не говорим о трех Лицах или трех Составах Божества, что человек, созданный по образу Божию, не имеет трех лиц или трех составов”.

Мы должны им ответить так: “Неужели вы так наивно думаете, что созданное “по образу” неизменно и в точности повторяет свой первообраз? Разве искусное изображение смертного царя имеет в себе все, что имеет царь? Нет! но столько, сколько может вместить в себя. Если бы оно имело все, что имеет царь, то было бы не изображением царя, но самим царем. То же и человек!

Хотя человек и был сотворен по образу Божию, но принял лишь то, что ему подобало и было удобовместимо”. Послушай, как человек был создан по образу и по подобию Божию. “По образу” — сказано не о плоти, ибо плоть есть оболочка, созданная, смертная, видимая, — Бог же невидим, несоздан, бессмертен. Поэтому речь идет о невидимом в человеке, то есть о душе, слове и духе: по образу Божию в человеке душа, которая также называется умом, подражающим в действии своем Богу.

Ибо она в мгновение облетает все, что на земле и на небе, не существом своим, но умной мыслью; она, однако, уклоняется с пути, ибо она создана. Один Бог объемлет все Своим существом, мудростью и силой — Он не создан и не уклоняется. Умную душу уподобим Отцу; слово, рождаемое душой — Сыну; дух исходит, имея нераздельное пребывание с душой и словом. И как Господь — Отец, Сын и Святой Дух — бессмертен и бесконечен, так и человек, созданный по образу Божию, носит в себе подобие Бога: душу, слово и дух.

Если даже расстанется человек с телом, но его троица по образу Божию — душа, слово и дух — воспевает и прославляет Господа, ибо она привыкла, находясь в благочестивом теле, приносить моления и молитвы и совершать другие добрые дела — и не в мечтании, но истинно. Еще “по образу” Божию человек создан самодержавным и господствующим. Нет никого более Бога — так и на земле нет никого более человека, ибо Бог сотворил его, чтобы владычествовать над всеми.