Enlightener © RUS-SKY, 1999 The Work of St. Joseph of Volotsk The Enlightener of the Transfiguration of the Savior Valaam Monastery 1994     TABLE OF CONTENTS PREFACE The Legend of the New Heresy of the Novgorod Heretics: Alexei the Archpriest, Denis the Priest, Fyodor Kuritsyn and others, who also confess the First Word, against the new heresy of the Novgorod heretics, who say that God the Father Almighty has neither the Son nor the Holy Spirit, Consubstantial and Co-Throned, and that there is no Holy Trinity.

Его царство будет разрушено другим — Римским царством, “железными голенями и ногами”, ибо Римское царство, покорившее все остальные, уподоблено железу, которое тверже и золота, и серебра, и меди, — оно покорит все владычества и царства. Но и оно не вечно будет жить и царствовать: придет время, когда Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и это царство не будет передано другому народу, оно сокрушит и развеет все царства, а само будет стоять вечно; ибо ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками, и раздробил глину, железо, медь, серебро, золото; и этот сокрушивший камень был размером с большую гору и заполнил всю землю.

Великий Бог дал знать царю, что будет после этого. Камень, отколовшийся от горы не руками, есть Сын Божий; “от горы” — означает, что Он от Святой Девы родился; “без рук” — значит без растления, ибо без семени мужского и без растления девства Дева родила Его; “раздробит и сокрушит истукана” — значит, что сокрушит всех идолов; “стал большой горой и наполнил всю землю” — значит, что Его проповедь распространится от одного до другого края Вселенной; “сокрушит и развеет” все царства — значит, что Он заставит все царства назвать Его не только царем, но и Богом, поэтому царство Его не будет передано другим, ибо Царство Божие бесконечно.

И будто бы некие люди спросили Даниила о его словах: “воздвигнет Бог Небесный царство, которое вовеки не разрушится”, — и никто не знает, когда Бог его воздвигнет. Но если люди допытываются о времени царствования земного смертного царя — насколько важнее и желаннее им узнать время прихода Небесного Бессмертного Царя! И Даниил с дерзновением и открыто рассказал все, что он явственно увидел от архангела Гавриила и что точно узнал от него: “Знайте и разумейте: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины”(См. Дан. 9, 25.).

Что значат слова: “когда выйдет повеление”? Пророк говорит о последнем повелении Дария, царя Персидского, он же Артаксеркс, о восстановлении Иерусалима — с того времени до Христа Владыки 7 седмин и 62 седмины, а не от повеления Кира о восстановлении Иерусалима: тогда были отпущены Киром Иисус Иоседеков, Зоровавель и Ездра, чтобы восстановить город и храм, но соседние народы не позволили им начать это дело, вплоть до времени царствования Дария Артаксеркса.

При этом Иисусу, Зоровавелю, Ездре и Неемии было приказано завершить храм и город в шестой год царствования Кира. В тот год исполнилось 70 лет после пленения, о чем предсказал Иеремия, и весь народ иудейский был отпущен; с того времени считаются 7 седмин и 62 седмины до Христа Владыки; седмины эти — не недели, ибо в неделе 7 дней, а в этой седмине 7 лет; и этих седмин 7 и 62, всего — 483 года.

Ангел потому исчисляет седминами, а не просто годами, что у иудеев это число почитается и считается самым уважаемым из чисел. Так, в книге Исход написано: “Сказал Господь Моисею: объяви сынам Израилевым: пусть насчитают себе семь раз по семи лет, и вострубите трубой по всей земле на следующий год”(Ср.: Лев. 25, 1, 8 — 9.). Много и других свидетельств приводится в Священном Писании о числе 7.

И пусть не говорят, что пророк неопределенно сказал о седминах: его слова можно истолковать так, а можно иначе. Да не будет сказана такая нелепость! Известно, что пророк предсказал истинно, и это подтверждено многими известными летописцами, в особенности Иосифом (Флавием.), иудейским философом, многоученым епископом Памфилийским Евсевием, великим Никифором, патриархом Константинопольским и исповедником, и премудрым Григорием мнихом, написавшим книгу “Хронограф”.

История говорит о том, что вначале Феглаффелласар, царь Ассирийский, захватил Иудею, затем Салманассар захватил Самарию и соседние города, затем Сеннахерим захватил город Иерусалим и принял отмщение от Бога, затем Навуходоносор захватил Иерусалим. Об этом пленении говорит Иеремия: “Будете в плену 70 лет”(Ср.: Иер. 25, 11.). После Навуходоносора в течение 5 лет царствовал Евил-Меродах, его сын, потом 3 года — Валтасар, другой сын Навуходоносора, потом 17 лет царствовал Дарий Мидийский, иначе Астиаг, женой которого была Есфирь; затем Кир Персидский, отпустивший иудеев и Зоровавеля возобновить город Иерусалим и храм, но им воспрепятствовали соседние народы; после Кира 18 лет царствовал сын его Камбиз, названный Навуходоносором — он послал против Иерусалима военачальника Олоферна, которого убила Юдифь; затем 7 месяцев правил Смердиз волхв; после Смердиза 20 лет правил Дарий, тот, который был назван Артаксерксом — он приказал окончательно восстановить храм и город Иерусалим и окончательно отпустил иудеев, как мы уже сказали, на шестом году царствования.

И с того времени 7 седмин и 62 седмины до Христа Владыки по пророчеству Даниила. После этого Дарий царствовал 14 лет, а после него его сын Ксеркс — 15 лет, затем Артаван — 6 месяцев, Артаксеркс Лонгимон — 41 год, Артаксеркс Атон — 2 месяца, Сагдоан — 7 месяцев, Дарий незаконнорожденный — 19 лет, Артаксеркс Мнемон — 40 лет, Артаксеркс, его сын (его также называют Ох)

, — 4 года, Хус — 4 года, Дарий Арсаманский (Кодоман) царствовал 6 лет, его убил Александр Македонский, который процарствовал 12 лет в Персии. После Александра в Персии не стало царей. После Александра сначала царствовал в Египте Птоломей Филадельф 38 лет; затем Птоломей Евергет — 25 лет (В других рукописях прибавлено: “Птоломей Младший 29 лет”.); Птоломей Епифан — 17 лет и 6 месяцев; Птоломей Лагид, он же Александр, царствовал 10 лет; Птоломей, его брат, царствовал 8 лет; Селевк Никанор — 20 лет; сын Селевка Антиох Славный — 15 лет, он преследовал Елеазара, Соломонию и семь отроков Маккавеев; Антиох, его сын, — 23 года; Птоломей Латур и Дионисий — 30 лет; Клеопатра, дочь Птоломея, царствовала 22 года, ее убил Август Кесарь и уничтожил власть Птоломеев в четырнадцатый год своего царствования.

После свержения власти Птоломеев в Египте царствовал Август 28 лет, всего же — 42 года, и в 42-й год его царствования родился плотью Господь наш Иисус Христос, Безначальный Бог, от Святой Девы Марии. С того времени — 30 лет до Его Крещения, которое было во время правления Тиверия Кесаря, правившего после Августа. Тогда завершились 7 седмин и 62 седмины от Дария, звавшегося также Артаксерксом, от 6-го года его правления до 15-го года правления Тиверия Кесаря, до отшествия на Иордан Владыки Христа!

Есть только один лишний год и девять месяцев. Пусть никто не думает, будто пророк ошибся, сказав, что от повеления Дария до Христа Владыки пройдет 483 года, фактически же прошло времени на один год и 9 месяцев больше. Это ошибка переписчиков: со времени Даниила пророка до нашего времени прошло 2000 лет, и сколько переписчиков было за эти годы! Есть в Писании и другие ошибки, ибо то, что давно написано, стирается и становится неудобочитаемым, например, если у буквы “твердо” сотрется одна черта, то нельзя понять, была ли это буква “твердо” или буква “покой”.

Также если у буквы “покой” сотрется верхняя черта, непонятно, “покой” это или “иже”, из-за этого в числе 300 (“Т”) видится “П” (число 80), и в числе 80 (“П”) видится “И” (число 8), и поэтому в Македонских книгах не хватает двух лет, также и в Маккавейских книгах расхождение почти в 40 лет, и в Римских книгах 2 года лишних. В Деяниях Апостолов написано: “После смерти Моисея до пророка Самуила прошло 450 лет”(Ср.: Деян. 13, 20.) — лишние здесь почти сто лет.

Не Писание апостолов ошибочно, но или переписчик ошибся, или давно написанные буквы стерлись и стали неудобочитаемыми, как мы уже сказали раньше. Рассмотрев Священное Писание, мы найдем много таких описок. И довольно об этом. Вернемся к пророчеству Даниила. После окончания 7 седмин и 62 седмин пришел Владыка Христос на Иордан; тогда Он крестился, начал совершать чудеса и явился людям истинным ожидаемым Христом Богом, по свидетельству Иоанна Крестителя, сказавшего: “За мною идет Муж, Который... был прежде меня.