Enlightener © RUS-SKY, 1999 The Work of St. Joseph of Volotsk The Enlightener of the Transfiguration of the Savior Valaam Monastery 1994     TABLE OF CONTENTS PREFACE The Legend of the New Heresy of the Novgorod Heretics: Alexei the Archpriest, Denis the Priest, Fyodor Kuritsyn and others, who also confess the First Word, against the new heresy of the Novgorod heretics, who say that God the Father Almighty has neither the Son nor the Holy Spirit, Consubstantial and Co-Throned, and that there is no Holy Trinity.

Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю”(Ин. 1, 30, 31.). Ибо до Крещения Христос не совершал чудес и не давал знамений и потому был неизвестен людям. Хотя при Рождестве Его и были явлены знамения и чудеса, но не всем Он был открыт, а лишь совсем немногим. Когда же Он крестился в Иордане, отверзлись небеса, и Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и голос с Неба раздался от Отца: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте”(Мф. 3, 17; 17, 5.).

Иоанн воскликнул: “Я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий”(Ин. 1, 34.). Так, после исчезновения правителей Иудейских, по пророчеству Иакова, пришел Христос. Ибо Ирод убил Гиркана, царя и первосвященника из рода Маккавеев; с тех пор не было из рода Маккавеев царей и первосвященников. Ирод был иноплеменником, при нем родился Христос, согласно пророчеству Иакова: “Не отойдет скипетр от Иуды...

доколе не приидет Тот, Которому принадлежит”(Быт. 49, 10.). Через тридцать лет Он крестился и начал творить великие чудеса и показывать чудные знамения, воскрешать мертвых и делать слепых зрячими, очищать прокаженных и исцелять расслабленных, изгонять бесов, а также совершил другие бесчисленные деяния, как свидетельствует Божественное Евангелие. Поэтому явно стало людям, что Он есть Сын Божий, предсказанный пророками.

Итак, мы точно изъяснили по Божественным Писаниям апостолов, пророков и святых отцов, что Тот воистину Христос Бог наш, Кто родился в Вифлееме от Святой Девы Богородицы Марии во дни Ирода, царя Иудейского, и в тридцать лет крестился и объявил Себя людям; еретики же ложно говорят, будто Христос еще не родился, но придет время, когда он родится. И довольно об этом.

Далее скажем по Божественным пророческим Писаниям и о Распятии Господа нашего Иисуса Христа, которое Он претерпел ради нашего спасения, о Воскресении, о Вознесении на Небо, о втором Пришествии Его, когда Он придет в славе судить живых и мертвых — ибо все это божественные пророки предсказали и точно описали.   О Распятии Господа нашего Иисуса Христа   Исаия говорит о Распятии Христа: так говорит Господь: “Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится.

Как многие изумлялись смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!”(Ис. 52, 13 — 14.) “Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни... Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был... и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.

От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его... Он предал душу свою на смерть и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих (Ис. 53, 2 — 9, 12.)

и из-за их грехов был предан на смерть”. Еще говорит Исаия: “Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их”(Ис. 50, 3.). Еще говорит Исаия: “Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его...”(Ис. 3, 14.) Подобное этому говорит и пророк Захария: “Дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников”(Зах. 11, 12.); “...И посмотрят на Меня, которого пронзили”(Ср.: Зах. 12, 10.

В рукописи Соловецкой библиотеки №327 и рукописи архиеп. Григория цитата совпадает с распространенными редакциями Библии: “посмотрят на Него...”. — Ред.); и: “Ему скажут: отчего же на руках у Тебя рубцы? И Он ответит: оттого, что Меня били в доме любящих Меня”(Зах. 13, 6.). И еще говорит Захария: “Поражу пастыря и рассеются овцы”(Ср.: Зах. 13, 7. Приводимая прп.

Иосифом цитата близка к редакции Острожской Библии и отличается как от редакции славянской Елизаветинской Библии 1751 г., так и от Синодального перевода 1876 г. — Ред.). “И в тот день не будет света, но будет зима и холод. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет... В то время даже на конских уборах будет начертано: “Святыня Господу”(Зах. 14, 6 — 7, 20.).

Иеремия сказал: “И взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь”(Мф. 27, 9 — 10. Ср.: Иер. 32, 9.). “Они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников”(Зах. 11, 12.). О, пророческое осияние! О, великая и неложная мудрость (В рукописи архиеп. Григория сказано: “неложное предвозвещение”.) Святого Духа!

Не сказано: “10 сребреников”, или “20 сребреников”, но “30”. И Евангелие говорит о 30 сребрениках — и пророк говорит о 30 сребрениках. Евангелие говорит: “И дали их за землю горшечника” — и пророк говорит: “Дали их за землю горшечника”. Спроси жида: “Разве Иеремию продали за 30 сребреников? разве цену его дали за землю горшечника?” Никогда, никоим образом!

И еще говорит Ездра: “Благословен Господь, распростерший Свои руки, Спаситель Иерусалима”(Ср.: 1 Езд. 7, 27; 2 Езд. 8, 25. Ключевой оборот цитируемого стиха — “распростерший Свои руки” — в доступных редакциях славянской Библии обнаружить не удалось. — Ред.). Давид говорит: “И дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом”(Пс. 68, 22.). “Пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои...