Enlightener © RUS-SKY, 1999 The Work of St. Joseph of Volotsk The Enlightener of the Transfiguration of the Savior Valaam Monastery 1994     TABLE OF CONTENTS PREFACE The Legend of the New Heresy of the Novgorod Heretics: Alexei the Archpriest, Denis the Priest, Fyodor Kuritsyn and others, who also confess the First Word, against the new heresy of the Novgorod heretics, who say that God the Father Almighty has neither the Son nor the Holy Spirit, Consubstantial and Co-Throned, and that there is no Holy Trinity.

Завет же есть закон, как было сказано ранее. И далее сказано: “Поверг на землю венец его”(Пс. 88, 40.), то есть церковь. И если уж Бог поверг на землю, отринул, презрел, прогневался, разорил, кто будет впредь придерживаться этого закона? И если Бог поверг на землю церковь и назвал жертвоприношения и обрезание мерзостью из-за коварства совершающих их, кто впредь может это очистить?

Еще говорит Иеремия: “Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, и Я отверг их”(См. Иер. 31, 31 — 32.). Если бы пророк говорил о Ветхом законе, то не сказал бы: “вот наступают дни”, ибо Ветхий закон был дан за много поколений до того, как Иеремия родился.

Он же говорит: “вот наступают дни”, желая показать, что не было еще этих дней, но будут; затем, желая более точно сказать, что речь идет не о Ветхом законе, говорит: “заключу... новый завет”. Павел объясняет эти слова: “Говоря “новый”, показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению”(Евр. 8, 13.). И еще Господь сказал: “не такой завет, какой Я заключил с отцами их”.

Уразумей правдивейшее свидетельство этого пророчества, исказить которое не сможет никакой ненавистник! Да посрамятся жиды, не желающие видеть такого света! И еще говорит Писание: “Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми”(Вар. 3, 36 — 38.).

Таковы книги Божиих повелений, и закон этот — на века; все придерживающиеся его будут живы, а оставившие его умрут. И вот Иисус Христос Бог наш, оставаясь, как Он изначально пребывал, в Божестве, нашел все пути премудрости. Он родился Человеком от Святой Девы, ради нашего спасения, явился на земле и жил с людьми; и все, придерживающиеся Его закона, будут жить вечной и блаженной жизнью, оставившие же Его закон умрут смертью души. Михей сказал: “От Сиона выйдет закон”(Мих. 4, 2.).

Так же и Исаия говорит: “От Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима”(Ис. 2, 3.). Бог, желая явно и истинно показать благодать Нового закона, предсказал его через многих пророков. Михей и Исаия одинаково, слово в слово, сказали о Новом законе из-за жестокосердия иудеев, которые “слухом услышат — и не уразумеют”(Ср.: Ис. 6, 9.), — поэтому оба пророка сказали одними и теми же словами: “От Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима”.

Пусть не подумает кто-либо, что эти слова сказаны о законе Моисея: закон Моисея был дан до Исаии и Михея в пустыне горы Синайской, а не на Сионе и не в Иерусалиме. От Сиона и от Иерусалима выйдет Новый закон Евангелия Христа; из Иерусалима начнется апостольская проповедь и распространится по всему миру. Об этом и Малахия говорит: “Прииму ли вас милостиво?” — говорит Господь Вседержитель...

Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву. Вы же оскверняете Имя Господне”(Ср.: Мал. 1, 9, 11 — 12.). Когда сбылись эти слова? Когда на всяком месте приносится фимиам Богу? Только после пришествия Христа, ибо Моисей повелел ни в каком другом месте не приносить жертв, кроме того, которое изберет Господь Бог, — в одном городе повелел Моисей совершать жертвоприношения.

Малахия же сказал: “на всяком месте будут приносить фимиам... чистую жертву”. На это скажут: Малахия противоречит и спорит с Моисеем. Но нет в словах Малахии ни противоречия, ни спора: ибо Моисей сказал о первой жертве, Малахия же сказал о Христовой жертве. Не думай, что это было сказано Малахией до пленения и сбылось в плену: пророк Малахия, сказавший это, жил после пленения, после возвращения из Вавилона, после возобновления города и обновления храма.

Так же и Софония сказал: “Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места...”(Соф. 2, 11.) Моисей повелел совершать богослужения в одном месте, Софония же сказал: “Ему будут поклоняться, каждый со своего места”. Ни в какое другое время, но только в настоящее, то есть после пришествия Христа, это исполнилось.

Подобно этому говорит Давид: “В собраниях благословите Бога Господа”(Пс. 67, 27.). Моисей повелел совершать жертвоприношения и благословлять Бога в одном городе и в одном храме, Давид же повелевает не в одной церкви, но во всех собраниях благословлять Бога. Разве противоречит Давид Моисею? Конечно, нет, такая нелепость недопустима! Моисей говорит о том, что должно быть по Ветхому закону, Давид же ясно говорит о том, что должно быть по Новому закону — в Новом законе от востока солнца и до запада, во всех Божественных церквах, по предсказанию Давида, благословят Бога, Отца и Сына и Святого Духа.

Услышим еще Моисея, а через него Бога, взывающего и говорящего: “Не можете совершать пасху нигде, только в Иерусалиме, месте, избранном Богом, в четырнадцатый день первого месяца; также и пятидесятницу, и праздник кущей”(Ср.: Лев. 23.). И иудеи нигде не праздновали, кроме Иерусалима, как это показывает Писание, говорящее: “И сказал Господь Моисею: скажи сыновьям израилевым: если находящийся в путешествии не успеет вернуться в Иерусалим в первом месяце, пусть не празднует пасху вне города, но во втором месяце творит пасху, когда вернется в Иерусалим, пусть согрешит против времени, но не против города”(Ср.: 2 Пар. 30.).

Божественный Златоуст говорит об этом: “Что скажут творящие пасху вне города, когда и пророки не совершали вне Иерусалима пасху и жертвоприношения?” Три отрока сказали: “Нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка... ни всесожжения, ни жертвы... ни места, чтобы нам принести жертву Тебе”(Дан. 3, 38.). Хотя местность была обширна, но ни храма не было, ни города Иерусалима, поэтому иудеи не совершали жертвоприношений.

Так же поступал и Даниил, сказавший: “В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней. А в двадцать четвертый день первого месяца... я видел видение”(Дан. 10, 2 — 4, 7.). Пойми: он не совершал пасху, потому что в дни опресноков иудеям нельзя поститься.