Enlightener © RUS-SKY, 1999 The Work of St. Joseph of Volotsk The Enlightener of the Transfiguration of the Savior Valaam Monastery 1994     TABLE OF CONTENTS PREFACE The Legend of the New Heresy of the Novgorod Heretics: Alexei the Archpriest, Denis the Priest, Fyodor Kuritsyn and others, who also confess the First Word, against the new heresy of the Novgorod heretics, who say that God the Father Almighty has neither the Son nor the Holy Spirit, Consubstantial and Co-Throned, and that there is no Holy Trinity.

Не ради жертв и музыки Бог повелел совершать жертвоприношения и играть на музыкальных инструментах, но снисходя к слабости иудеев. Исаия об этом сказал: “Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу...

Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя... И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои... ваши руки полны крови”(Ис. 1, 10 — 11, 14 — 15.). Поэтому изначально Бог не хотел заповедовать иудеям приносить жертвы. Но когда больной в горячке просит холодной воды и грозит, что если не дадут ему, то он повесится или бросится в реку, — врач, желая предотвратить большее зло и избавить больного от преждевременной кончины, позволит ему меньшее зло.

Так же и Бог поступил: Он видел, что иудеи беснуются и готовы удавиться, требуя жертвоприношений, и если не разрешить им жертвы, то они готовы поклониться идолам — а многие уже поклонились. И тогда Бог повелел им совершать жертвоприношения, только что не говоря: “Раз вы, будучи в исступлении, хотите приносить жертвы, то приносите их Мне”. Это очевидно, потому что повеление о жертвоприношениях было дано иудеям после того, как они устроили празднование лукавым бесам.

Впрочем, Бог, хотя и повелел, но не вполне позволил — Он мудрой уловкой отвратил иудеев от жертвоприношений. Врач, которого мы привели в пример, попустив немного желанию больного, прикажет принести чашку из своего дома и лишь из нее разрешит больному пить холодную воду, а потом тайно прикажет разбить эту чашку, чтобы ненавязчиво и без укоров отвратить больного от вредного ему желания.

Так и Бог поступил: Он повелел совершать жертвоприношения только в Иерусалиме, а потом, после недолгого времени жертвоприношений, Он низверг Иерусалим. Как врач, который разбил чашку и тем искусно отвратил больного от холодного питья, — так же и Бог разрушением города отвратил сопротивляющихся иудеев от жертвоприношений. Если бы не так хотел устроить Бог, зачем Он, Вездесущий и все наполняющий, повелел приносить жертвы в одном городе?

Еще таинственнее и чудеснее то, что весь мир, где нельзя совершать жертвоприношений, был доступен иудеям, — и лишь Иерусалим, где можно приносить жертвы, был им недоступен! И недогадливый поймет и уяснит причину разрушения этого города. Архитектор, заложив фундамент, построив стены и сложив верх, соединяет весь свод здания одним камнем, так что если убрать этот камень, то разрушится все здание.

Так же и Бог создал Иерусалим, как скрепу иудейского богослужения, а потом уничтожил его и этим разрушил все здание жизни народа. Об этом же свидетельствует Даниил. Писание повествует о том, как в 53-й год плена, когда пророк каялся и молился, ему явившился архангел Гавриил и предсказал пришествие Христа и год, когда оно произойдет: “Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению по повелению Господа Бога.

Я пришел возвестить тебе слово, ибо ты муж желаний; итак, вникни в слово и уразумей видение. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины.

После этих семидесяти седмин будет предан смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения”(Ср.: Дан. 9, 21 — 26.). И еще говорит пророк: после плена “прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя”(Дан. 9, 27.).

Когда слышишь о конце, что другое далее ожидаешь? После всего описанного пророком — после прекращения жертвы и приношения — будет другое, большее зло. Какое же? Мерзость запустения в святилище. Святилище — это храм, мерзость запустения — это кумир, которого поставил завоеватель города внутри храма. После этого, как сказано пророком, — окончательное опустошение.

Поэтому в Писании сказано, что Христос во плоти пришел после Антиоха, и, предсказывая будущее разорение и указывая на то, что об этом разорении пророчествовал Даниил, Он сказал: “Когда же увидите мерзость запустения, стоящую в святилище, — читающий да разумеет”(Ср.: Мф. 24, 15; Мк. 13, 14.), — потому что всякий идол и человеческое изображение у иудеев назывались мерзостью.

Спаситель назвал этот кумир, время пленения и захватчиков иносказательно. О том, что эти слова относятся к римлянам, написал Иосиф (Флавий.). Что могут ответить иудеи? Может быть, после пленения объявится другое святилище? Пророки, в других случаях говорившие об установленных сроках, для этого не установили никаких сроков, но, напротив, предсказали, что запустение будет до конца.

Представим историческое свидетельство того, что слова пророков истинны. Если бы после начала плена прошли десять лет, или двадцать, или тридцать, или пятьдесят, был бы повод для желающих спорить — но не так бесстыдно, как это делают жидовствующие еретики. Но поскольку не только пятьдесят, но и тысяча, и еще четыреста, и еще много больше того лет прошло после начала пленения, и нет ни признака, ни когда-либо явленного знамения ожидаемого иудеями изменения, — почему беззаконные иудеи всуе и тщетно надеются вернуть город и храм?

А нам достаточно сказанного для вывода, что они никогда уже больше не получат обратно ни города, ни храма.   Слово четвертое, против ереси новгородских еретиков, говорящих: “Разве Бог не мог спасти Адама и род его, неужели у Него не было небесных воинств, пророков, праведников, чтобы послать на исполнение Своей воли,— но Он Сам сошел в виде нищего бедняка, вочеловечился, пострадал и этим победил дьявола? Не подобает Богу так поступать!