Enlightener © RUS-SKY, 1999 The Work of St. Joseph of Volotsk The Enlightener of the Transfiguration of the Savior Valaam Monastery 1994     TABLE OF CONTENTS PREFACE The Legend of the New Heresy of the Novgorod Heretics: Alexei the Archpriest, Denis the Priest, Fyodor Kuritsyn and others, who also confess the First Word, against the new heresy of the Novgorod heretics, who say that God the Father Almighty has neither the Son nor the Holy Spirit, Consubstantial and Co-Throned, and that there is no Holy Trinity.

Человеческий род нуждался в помощи большей, нежели помощь пророков — и получил ее. Вот, Бог Сам, Божие Слово, предвечный, невидимый, необъемлемый, бестелесный, изначальное начало, свет от света, источник жизни и бессмертия, изображение Первообразного, жизнь Отчая от жизни, устав и Слово, нас ради становится Человеком, облекается в плоть и соединяется с разумной душой, чтобы Своей Душой освятить наши души и Своей пречистой Плотью исцелить нашу падшую и осквернившуюся плоть.

Он стал вполне человеком, но без греха, родился без семени от Чистой Девы и от Святого Духа, прежде очистив Святым Духом душу и плоть Девы в Благовещении архангела Гавриила о Рождестве Господа. Звезда на небе научила персидских волхвов поклониться Ему, ангелы возвестили о Его Рождестве вифлеемским пастухам. Когда Он крестился от Иоанна, Отец с Неба говорил: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”(Мф. 3, 17.).

И Святой Дух в виде голубя сошел на Него. Тогда Он начал творить чудеса, воскрешать мертвых, просвещать слепых, исцелять расслабленных и глухих, изгонять бесов. Он избрал 12 учеников и повелел им проповедать людям небесное житие. Дьявол сомневался и недоумевал, видя Его носящим плоть, как Человек, и совершающим чудеса, как Бог; ибо Господь Иисус Христос сокрыл Себя от дьявола, по Своему неизреченному Промыслу, чтобы дьявол, узнав, не побежал бы от Него, но нападал бы на Него, как на других людей.

Поэтому Спаситель тайно и невидимо внутри души скрывал Божество. Дьявол же, видя Его наставляющим и поучающим людей добродетели, отвращающим от пути зла и приводящим к вечной жизни, распалился яростью и, как и на других святых, напал на Него, почитая Его за простого человека. Дьявол подучил первосвященников и книжников, и они осудили Безгрешного на смерть.

Он был неправедно убит, и Его душа, скрывавшая в себе потаенное Божество подобно тому, как наживка скрывает на удочке крючок, была сведена во ад дьяволом и смертью, которые собирались поглотить душу Его, как душу одного из праведников — и были пронзены чудесной молнией Его Божества! Вот тогда и показал, и явил им Свое Божество Иисус, как громом оглушив их страшными словами: “Я есмь вечный Бог от Бога, сошедший с Неба и ставший человеком.

Укажите Мне на Мой грех, из-за которого вы убили Меня и осудили в ад Мою душу!” Бесы устрашились, изумленные и посрамленные, и не смогли ничего ответить. И Он осудил их Своим Божественным величием и вверг в огонь и тартар, связав железными оковами, — и воскресил Адама, вывел всех из ада, в третий день воскрес, а затем вознесся во плоти на Небо и послал Святого Духа на Своих святых учеников и апостолов, а они просветили весь мир и привели его к богопознанию.

Так все люди, от востока солнца до запада, спаслись и доныне спасаются их учением, благодатью и вочеловечением Спасителя нашего и неизреченной Его мудростью, которой Он перехитрил дьявола. Как рыбаки надевают червя-приманку на крючок, чтобы поймать рыбу в глубине, — так и Христос облекся в Плоть, Которая была как приманка на удочке, и поймал врага доброхитростной мудростью.

Так хитроумно был пойман лукавый змий, так Христос избавил род человеческий от дьявола и от мучительства его. Послушаем об этом притчи, которые рассказывает святой Иоанн Златоуст. Если некто истязает и бьет своих должников и заточает их в тюрьму, а потом и неповинного подвергнет тем же истязаниям и заточению — то этот неправедно связанный и мучимый может оправдать и других, справедливо содержащихся в тюрьме.

Или если свирепый мучитель убивает всех, попадающих к нему в руки, и, поступая так, наконец неправедно убьет царского сына — то смерть царевича может всех оправдать: царь казнит мучителя, разрушит тюрьму и освободит пленников. Так и Христос: поскольку Он был безгрешен и убит неправедно, Он победил своим Божеством дьявола и этим освободил Адама от смерти, которая по справедливости была присуждена ему как согрешившему.

Поистине, высота и слава Христа — Крест, которым думали осудить Его — и которым Сам Он осудил врага, освободил человека от муки бесовской, избавил нас от порабощения дьяволу, от невольного, насильственного и мучительного служения греху. Очистив нас от всякого греха святым крещением, Иисус Христос подал нам оставление грехов, дал нам силу творить добро по своей воле и уже не вовлекаться в грех насильно, если сами добровольно не захотим грешить.

И если после святого крещения мы не согрешим и сохраним непорочно Его заповеди, то будем бесстрастными и святыми, какими были святые пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные и праведные: им Он дал власть наступать на змею, скорпиона и на всю силу вражью, совершать чудеса и давать знамения (Ср.: Мк. 16, 17 — 18; Лк. 10, 19.), ибо они очистили свою плоть и дух от всякой скверны хранением Его заповедей, они были бесстрастными и здесь, на земле, пожили Божественной жизнью, а после своего преставления сподобились Небесного Царствия.

И на этом не остановился Желающий всем спастись и достигнуть познания истины (Ср.: 1 Тим. 2, 4.), ибо Он знает, что мысли человека от юности его склонны к злу, из-за чего и после крещения мы будем грешить. Поэтому Он дал нам святые заповеди покаяния, очищающие нас не только от грехов, но и от страстей, чтобы мы были святыми и праведными. Об этом свидетельствует то, что многие, согрешившие после Крещения, после покаяния и исполнения заповедей вновь стали святыми, совершали чудеса, в конце жизни в радости встретили ангела, возводящего на Небо, и сподобились участи святых.

И более того, Человеколюбец, знающий, как трудно удостоиться участи святых, из милосердия открыл и другой путь к спасению. Не только ради праведных дел и истинного покаяния, но и ради чистой и несомневающейся веры Он многих спас и доныне спасает.(В рукописи архиеп. Григория после этого следует: “Ибо Сам Он говорит: “Вера твоя спасет тя” (Лк. 17, 19).)

Сказано в Писании: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет”(Мк. 16, 16.). И еще сказано: “Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему”(Мф. 15, 28.). А если кто скажет, что сейчас чудеса не совершаются, знамений нет и что в этом веке никто не получил такой благодати, как древние святые, которые и чудеса и знамения совершали, — а значит, теперь и не спасаются, хотя прежде и спасались, — то он говорит и думает неправедно.