Enlightener © RUS-SKY, 1999 The Work of St. Joseph of Volotsk The Enlightener of the Transfiguration of the Savior Valaam Monastery 1994     TABLE OF CONTENTS PREFACE The Legend of the New Heresy of the Novgorod Heretics: Alexei the Archpriest, Denis the Priest, Fyodor Kuritsyn and others, who also confess the First Word, against the new heresy of the Novgorod heretics, who say that God the Father Almighty has neither the Son nor the Holy Spirit, Consubstantial and Co-Throned, and that there is no Holy Trinity.

Ты же, читатель, когда слышишь, что явления Бога многообразны, не думай, что Существо Бога многообразно: Бог бесплотен и неописуем, Он является в различных образах по необходимости. Человек же не может увидеть не только Существо Бога, но и истинный вид ангела. И довольно об этом. Скажем далее о том, почему святые и божественные отцы заповедали нам изображать на святых иконах явление Святой Троицы в образах Бога, царя и ангела, хотя в Писании сказано, что Святая Троица явилась Аврааму в образе людей.

Святые отцы так заповедали, потому что хотели этим Божественным изображением умножить честь и славу, воздаваемую Святой Троице. Сидение на престоле объявляет царственное достоинство, господство и власть Святой Троицы; круглые венцы изображаются на священных главах Святой Троицы, потому что круг — это образ Бога, Первопричины всего: как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен.

Крылья изображаются на иконе для того, чтобы показать, что Святая Троица пребывает на Небе, там вольно передвигается, возводит к Небу, не имеет в Себе тяжести и не причастна ничему земному. Скипетры в руках у Святой Троицы свидетельствуют о Ее власти, самодержавии и могуществе. Вот какой смысл имеет изображение Святой Троицы с атрибутами Бога, царя и ангела.

Все, что говорится о Боге, и все изображения Бога не могут вполне передать силы и величия Господа, но приспосабливаются или к слабости человеческого восприятия, или к обстоятельствам явления Бога. Сподобившиеся видения Бога не размышляли дотошно над таинством, но веровали со страхом и трепетом. И мы также веруем и исповедуем устами и сердцем, умом и на словах, что воистину Авраам видел Святую, Единосущную, Нераздельную и Всемогущую Троицу, мы изображаем на святых иконах этот Божественный и досточтимый образ Святой Троицы, Неописанной, Неизреченной и Непостижимой по Своему Естеству, и поклоняемся ему.

В Своем милосердии и безмерной милости Святая Троица являлась отцам, пророкам, патриархам и царям в определенных образах и подобиях, в зависимости от их возможности вместить видение. И мы сподобились в наше время изображать и писать Святую Троицу на честных иконах Такой, Какой Она в то время являлась. Благодаря этим изображениям на земле воспевается трисвятая песнь Трисвятой, Единосущной и Животворящей Троице; ибо в бесконечном желании и в безмерной любви мы возносимся духом от иконы к Непостижимому Первообразу.

От этого вещественного изображения наш ум и мысль воспаряет к Богу и исполняется любви к Нему. Мы почитаем не вещь, но вид и образ Божественной красоты, ибо почитание икон переходит на Первообразы. Поэтому не только сейчас мы освящаемся и просвещаемся Святым Духом, но и в будущем веке мы примем великую и неизреченную награду, когда воссияют сильнее солнечного света тела святых, тех, кто в иконном изображении с любовью целует и почитает Единое существо Бога в Триобразных Ипостасях, кто молится этому истинному Божественному образу Святой и Живоначальной Троицы, кто воссылает Богу нашему благодарение, вместе с Отцом — Сыну и Всесвятому Духу.

Ибо Его слава, власть, честь, поклонение и великолепие ныне, всегда и во веки веков. Аминь.     Слово шестое, против ереси новгородских еретиков, говорящих, будто не следует поклоняться рукотворным предметам. Здесь же приводятся из Священного Писания свидетельства того, что и в Ветхом Законе люди поклонялись рукотворным вещам, которые Господь Бог повелел создать во славу Свою; а в наше время тем более следует поклоняться рукотворным предметам, то есть святым иконам, Честному и Животворящему Кресту и другим божественным и освященным предметам, которые Господь Бог наш Иисус Христос повелел создавать во славу Свою Многие из еретиков, в особенности наши современники, новгородские еретики, уклонившиеся в тяжкое заблуждение, в безумии и злобе внесли немало раздора в Божественную и Апостольскую Церковь, распространяя жидовское учение.

Мы же теперь скажем об одной из их ересей: будто бы не следует поклоняться плотскому образу ради нас вочеловечившегося Бога Слова, иконному изображению Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы, всех святых, Честному и Животворящему Кресту, Божественному Евангелию, Святым и Животворящим Христовым Тайнам, освященным сосудам, в которых совершаются Божественные Таинства, честным мощам святых и Божественным храмам.

Беззаконствуя в своих бесстыдных словах и поступках, еретики, как бешеные собаки, рвущие все своими зубами, оскверняли священные предметы, выбрасывая Честные Кресты и Божественные иконы в нечистые места. При этом еретики говорили, будто не следует поклоняться рукотворным вещам по заветам, данным Богом Моисею: “Не сотвори себе всякого подобия”(См. Исх. 20, 4.

Дальнейшая аргументация базируется на славянском тексте Библии, которому следует и переводчик. — Ред.). И еще: “Не делайте... богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе”(Исх. 20, 23.); и: “Не делайте себе кумиров и изваяний... чтобы кланяться пред ними”(Лев. 26, 1.). Еретики спрашивают: “Почему вы, православные христиане, делаете себе многочисленные изображения, хотя Бог запретил это?

” Мы же, призвав Бога себе на помощь, ответим на это: рассмотрите со вниманием, безумные и нечестивые, что сказал Бог Моисею: “Не сотвори себе всякого подобия”. Бог сказал: “всякого подобия”! Если бы Он сказал: “Не сотвори себе никакого подобия”, то вы были бы правы. Но Бог сказал: “Не сотвори себе всякого подобия”, наподобие тех, какие делают язычники: они создают изображения волхвов, прелюбодеев, убийц, зверей, птиц, пресмыкающихся, потом называют их богами и поклоняются им со словами: “Вот наши боги и нет других богов, кроме этих”.

Потому-то Бог и сказал Моисею: “Не сотвори себе всякого подобия, и не поклоняйся им и не служи им”(См. Исх. 20, 4 — 5.), — за исключением достойного образа! Если ты сделаешь достойное изображение в честь и славу Божию, то ты не согрешишь. Об этом свидетельствует Сам Бог, сначала сказавший: “Не сотвори себе всякого подобия”, — впоследствии же повелевший Моисею сделать многочисленные изображения.

Во-первых, Бог повелел построить храм, или скинию, внутренность же храма Он повелел устроить как отображение небесного: поскольку на небе пребывают херувимы, Он повелел Моисею отлить херувимов из золота и поставить их внутри храма в том месте, куда запрещен доступ; Он повелел также сделать ковчег из негниющего дерева и принести Себе две каменные скрижали, на которых Бог Своим святым перстом написал десять заповедей; Моисей положил также в ковчег сосуд с манной и жезл Аарона; и многое другое Господь Бог заповедал устроить в скинии.

На стенах и на занавесях Бог повелел вышить изображения херувимов золотыми, голубыми и пурпурными нитями. Когда Моисей начал строить скинию, Бог сказал ему: “Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе”(Исх. 25, 40. В редакции славянской Библии, цитируемой прп. Иосифом, — “по подобию”; в Елизаветинской Библии — “по образу”. — Ред.).