Enlightener © RUS-SKY, 1999 The Work of St. Joseph of Volotsk The Enlightener of the Transfiguration of the Savior Valaam Monastery 1994     TABLE OF CONTENTS PREFACE The Legend of the New Heresy of the Novgorod Heretics: Alexei the Archpriest, Denis the Priest, Fyodor Kuritsyn and others, who also confess the First Word, against the new heresy of the Novgorod heretics, who say that God the Father Almighty has neither the Son nor the Holy Spirit, Consubstantial and Co-Throned, and that there is no Holy Trinity.

И если бы это было не так, то не поклонялись бы пророки, не воздевали бы рук и не воссылали молитв ко храму. Поклоняясь храму, воздевая к нему руки и воссылая к нему молитву, пророки не называли его Богом, но все это делали в честь и славу Бога, зная, что нет ничего более славного пред Богом, чем храм. Писание в книге Исход свидетельствует: когда Моисей закончил строительство храма Господнего, исполнился храм славы Господней, и было над храмом днем облако, ночью же — огонь. И говорил Господь Моисею из храма (См. Исх. 40.).

Могут спросить: почему же не многие свидетельствуют о том, что надлежит поклоняться рукотворным вещам, а только Моисей, Давид, Иона, Даниил, Ездра и немногие другие? Но кто славнее, чем Моисей? Кто праведнее Давида? Кто более достоверен, чем Иона, Даниил, Ездра? Они — цари, пророки, законодатели и начальники, — кто же достовернее их? А писали об этом не все пророки, потому что это было обычным делом, известным всем людям.

Ведь о необычных вещах Писание содержит множество свидетельств, об обычных же не требуется многих указаний. Кто не знает, что надлежит поклоняться Господу Богу? И если знает, что надлежит поклоняться Господу Богу, — то знает, что надлежит поклоняться и храму, созданному для служения Богу и прославления Его. И если бы не было так, то Давид и Моисей не поклонялись бы скинии, и Иона, Даниил и Ездра не поклонялись бы созданному Соломоном храму.

Если это храм Господа Бога Вседержителя, то он досточтим и свят. Если предметы сделаны в честь и славу Бога, как Сам Бог повелел их сделать, то они так же святы и досточтимы, достойны почитания и поклонения — но не имени богов. Ведь не все, что достойно поклонения, подлежит обожествлению. Мы поклоняемся многим, но не называем их богами. Поклоняемся мы царям, князьям — и не называем их богами; и друг другу мы поклоняемся, но не называем друг друга богами.

И если царям, князьям и друг другу поклоняемся — насколько более следовало иудеям, при Ветхом Завете жившим, почитать скинию и созданный Соломоном храм и поклоняться им, а также находившимся в них божественным вещам, сделать которые повелел Сам Бог во славу Свою. Ныне же новозаветным христианам надлежит почитать честной Божественный образ Небесного Господа нашего Иисуса Христа и другие божественные и освященные вещи, которые повелел Господь наш Иисус Христос сотворить во славу Свою, а также почитать всех святых, Ему угодивших.

Еретик говорит: мы выслушали вас — но что вы скажете на слова Божии: “Не делайте себе богов серебряных, или богов золотых, не поклоняйтесь им”(Ср.: Исх. 20, 23.)? Ведь вы утверждаете, что надлежит поклоняться созданию рук! Мы так ответим ему: Бог говорит это об иудеях, отливших себе в пустыне золотого тельца и говоривших: “Вот бог твой, Израиль”(Исх. 32, 4.).

Они поставили себе моавитского идола и назвали его Молох, потом прилепились к Ваал-Фегору (Чис. 25, 3.), при Ахаве — к Ваалу (3 Цар. 16, 29 — 33.), то есть Крону, при Манассии — к Астарте (4 Цар. 21, 7.), при Иеровоаме же — к золотым тельцам (3 Цар. 12, 28 — 33.), при Навуходоносоре же поклонялись образу его, говоря: “Слава тебе, о Навуходоносор!”(Ср.: Дан. 3, 1 — 7.).

Пророк сказал о них: “Приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам”(Пс. 105, 37.). Писание говорит о тех, которые оставили Бога и сделали себе идолов во имя гнусных людей и бессловесных животных и называли этих идолов богами. Мы же не создаем себе идолов, не говорим о святых иконах: “Вот, это наши боги”, — не делаем серебряных или золотых богов.

Если мы из золота или серебра, или из какого-либо другого материала делаем Святой и Животворящий Крест или божественные иконы, называем их святыми и честными, поклоняемся и служим им — мы не называем их богами, но делаем их в честь и славу Божию и Его святых. Как Иаков не жезлу Иосифа поклонился, но почтил Иосифа, державшего жезл (См. Быт. 47, 31; ср.: Евр. 11, 21.

Разночтение между еврейским масоретским текстом Библии (и Синодальным русским переводом) и Септуагинтой (и славянскими редакциями Библии). В “Толковой Библии” А. П. Лопухина смысл прочтения Септуагинты раскрывается так: “Иаков... обозревает всю свою странническую жизнь, бросает взор на свой страннический посох (ср. Быт. 32, 10) и, благодаря Бога и Иосифа, поклоняется на верх этого жезла, осуществляя по отношению к Иосифу открытое ему некогда во сне поклонение (Быт. 37)”.)

; как иудеи, почитая две скрижали из камня и двух херувимов из золота и другие предметы в храме, не естество камня или золота или дерева почитали, но Бога, заповедавшего все это, — так и мы поклоняемся честному Кресту, божественным иконам и другим божественным и освященным вещам, сделанным в честь и славу Божию, — не золоту, не краскам, не дереву или другим веществам, но Христу и Его святым.

И еще говорит жидовствующий еретик: Давид сказал: “Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих... есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат”(Пс. 134, 15 — 17.); думается, об иконах сказал это Давид. Ответим еретику так: если, как ты говоришь, Давид потому уподобил иконы идолам, что они имеют рот, но не говорят, имеют глаза, но не видят, имеют уши, но не слышат, — то почему у самого Давида в храме, то есть в скинии, стояли херувимы, которых повелел Бог Моисею создать из золота, — и были у них рты, но не говорили они, были у них глаза, но не видели, были у них уши, но не слышали?

В наших церквах все устроено подобно тому, как было в церкви Давида. У него были херувимы, литые из золота и изваянные из дерева, у нас же — честные кресты и святые иконы, созданные из золота, серебра и дерева. У него по стенам скинии и на занавесях были вышиты херувимы золотом, серебром, пурпуром, синим и темно-красным искусным шитьем по шелку, ибо стены и занавеси скинии были из шелка — и мы так же на плащанице и на воздухах вышиваем образы святых.

Иконы у нас написаны красками — но в чем разница между шитьем по шелку и изображением красками? Разве не один у них первообраз? Если мудр вышивающий и мудр живописец, оба делают одно дело: первый разноцветными шелками, а второй разными красками создают подобные изображения, и различия нет между ними. Разве не видишь ты, что ничего мы не делаем такого, о чем бы не было сказано в Писании?