Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть ангелы семи церквей, а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Истинный свет есть Христос (Ин. 1,9), и обогатившиеся Его просвещением подобны светильнику, просвещающему тьму настоящей жизни. Но собственно светильниками здесь называются церкви, ибо они обладают светилами, содержащими слово животно, по апостолу (Флп. 2, 15-16). Название светильников и Свешников золотыми указывает на честность и непорочность их веры.

У каждой из церквей, говорит Господь, предстоит ангел хранитель. По Григорию Богослову, в данной главе церкви названы звездами образно, за их чистоту и светлость.

Статья третья

Открытое ангелу Ефесской церкви

Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников.

Говорит с церковью чрез ангела подобно тому, как если бы кто беседовал с учениками чрез учителя. Потому что учитель, чтобы уподобить себе ученика, принимает на себя все, касающееся ученика,— ошибки и успехи его. Под семью звездами, или ангелами, которые упоминаются блаженными Иринеем и Епифанием под именем семи небес, здесь нужно разуметь управление ангельскими чинами, держимое, как и все концы земли, в деснице Христовой, ибо по обетованию Он ходит посреди церквей и чрез святых ангелов управляет миром.

Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы. Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела.

Хваля церковь в двух или трех отношениях, порицает и зазирает (упрекает— Ред.) ее в одном, о чем и упоминает в средине, а о похвалах — в начале и конце речи. Непоколебимость в вере, трудолюбие и оставление пороков хвалит; одобряет и то, что, не веря всякому духу, они испытывали выдававших себя за апостолов и, признав их лживыми, не принимали; хвалит и за то, что они возненавидели гнусные дела николаитов.

Порицает же и стыдит за охлаждение любви к ближнему, уменьшение благотворительности, к чему и призывает словами: покайся и первая дела сотвори.

А если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу.

Движение светильника, или церкви, означает лишение Божественной благодати, когда она подвергается волнениям и колебаниям от духов злобы и злых людей, их пособников. Под этим же движением некоторые разумеют перенесение первосвятительского престола из Ефеса в Царьград. А отчего Богу дела николаитов так ненавистны, известно всякому, кто испытал или знает по чтению эту презренную ересь.

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

Имеющий ухо, да слышит. Все люди имеют телесное ухо, а духовное приобретает только человек духовный; такое имел, например, пророк Исаия (8,5). Человеку, победившему бесовские искушения, обещает дать вкушать от древа жизни, то есть соделать причастником блаженства будущей жизни. Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол в другом месте.