Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru

Итак, братия, прежде всех деланий и со всеми деланиями да будет для всех нас делани­ем покаяние (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Покаяние есть ключ Царства Небесного, без ко­торого никому нельзя войти туда.   Грех еще усугубляется, если он не очищается по­каянием. Грешник, сознающий свой грех, в очах Божиих заслуживает большего снисхождения, чем тот, кто грешит и говорит: «Это не грех» или: «Не взыщет Бог!» (

святитель Макарий, митро­полит Московский). Старец Феолог заклял демона сказать о покая­нии. Бес отвечал: «Несть ино ничтоже таково в церкви, якоже грехов совершенное и чистое ис­поведание. То нам более всего зло творит и силу нашу низлагает. Егда есть человек в грехах, то уди его вся связаны и не может стати на добрые дела; егда же чисто грехи исповесть, тогда свободен от всех и волю имать на всякое дело благое».

Покаяние — это возвращение от диавола к Богу. Начало доброго пути есть исповедаться свя­щеннику от всей души в грехах, а особенно в ду­ховном невежестве, что не имеют совершенного познания о Таинствах христианства, не знают, в чем состоит вера (преподобный Симеон Новый Богослов). В соделанных нами грехах не будем винить ни рождения нашего, ни другого кого, а только себя самих (преподобный Антоний Великий).

Господь дал милостиво людям покаяние, и по­каянием спасаются все без исключения (препо­добный Силуан Афонский). Что касается исповеди — не откладывайте ее. Что такое покаяние и что такое исповедь Не должно одинаково понимать покаяние и исповедь; покаяние значит одно, а исповедь — другое; покаяние может быть и без исповеди, а исповеди без покаяния не может быть; каять­ся или раскаиваться пред Богом в грехах своих можно и должно всегда во всякое время, а испо­ведоваться можно только пред духовником и в свое время; покаяние, или раскаяние во грехах, приближает человека к Царствию Небесному и приближает к человеку Духа Святаго, а исповедь без покаяния и раскаяния нисколько не прино­сит человеку пользы, и не только не приносит пользы, но притворная и не истинная исповедь губит человека, делая его большим преступни­ком, потому что исповедь есть и должна быть действием покаяния (святитель Иннокентий).

Во дни Великого поста отверсто все: и небеса для помилования, и грешник для исповеди, и язык для моления. Кающийся истинно подвергается поруганию безумных: это служит для него знаком бла-гоугождения Богу (преподобный Марк По­движник). Что сказать о тех, которые уклоняются от ис­поведи и причащения Святых Христовых Таин? Поистине, это несчастные люди.

Верующий живет, пока пребывает во Христе через прича­щение.   Чтобы доказать, что никакой грех не может поме­шать человеку войти в Царствие Божие, Господь ввел туда первым покаявшегося разбойника. Обращаясь к народу в храме, святитель Димитрий Ростовский однажды сказал: «Простите меня, братия и сестры, если я всякого грешника, не ду­мающего о своих грехах, назову бесноватым».

Истинное несчастье состоит в одном только не­раскаянии в грехах, которыми душа уклоняется от Бога. Что такое окамененное нечувствие? Это когда грехов своих не видишь и не чувствуешь. Ложная исповедь — это холодное признание в своих общих грехах словом, делом, помышлени­ем. Это вынужденные ответы на вопросы священ­ника, а не раскаяние грешного мытаря, который бил себя в грудь, плакал и воздыхал.

Духовник должен разъяснить кающимся, что перед исповедью и причастием они обязательно должны помолиться за всенощной. Основание нашего спасения — покаяние. Исповедь заставляет человека оглянуться на са­мого себя... а Святым Причастием подается благо­дать в борьбе с грехом и для укрепления в добре. Бесы унывают, когда видят кающуюся душу; очень им мучительно это, что Господь дал греш­никам покаяние и кающихся от всего сердца удо­стаивает прощения и милости Своей.

Почему Господь не хотел иметь дело с «правед­никами»? Потому что те, кто почитают себя пра­ведниками, не имеющими нужды в покаянии, на самом деле - в самообольщении, гордецы, грешат грехом, наиболее ненавистным Богу и душевно неизлечимы из-за полного отсутствия сознания своей греховности. Дни говения надо посвящать делам милосердия: кормить бедных и скорбных и поучаться в Слове Божием.

Всякому христианину в случае тяжкого грехопа­дения Церковь внушает не откладывать покая­ние, а ускорять его. Что за исповедь бывают награды, послушай, что говорит Господь: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43: 26). Не стыдись исповедовать грехи свои. Бог повелевает испо­ведаться не для того, чтобы наказать, но чтобы простить.

Аз есмь, — говорит Бог, — заглаждаяй беззакония твоя Мене ради и грехи твоя, и не по­мяну (Ис. 43: 25). Прошу вас, возлюбленнейшая братия, да испове­даем каждый свой грех, доколе согрешивший на­ходится еще в сей жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпуще­ние, совершаемое священниками, угодно пред Господом (святитель Киприан Карфагенский).

  Покаяние отверзает человеку небо, вводит в рай, побеждает диавола (святитель Иоанн Златоуст). Вздох от глубины сердца о грехах — начало спа­сительного покаяния. Надобно ненавидеть грех; через сие можно убе­жать из сетей его, хотя бы кто был уже опутан ими. Покаяние есть война со грехом. Кающимся недостаточно для спасения одного удаления от грехов, но потребны им и плоды, достойные покаяния.

Кто не притекает к спасительному Таинству Покаяния, о таковых слышим страшное изрече­ние Божие: аще не покаетеся, вси такожде погиб­нете (Лк. 13: 3). Как только грешница произнесла сама на себя осуждение, она отвратила суд Божий. Для чего нужно частое покаяние? Для того что­бы бичевать грех, язвить, удручать, умерщвлять его. Грех через частое покаяние теряет свою силу, свою прелесть, свое обаяние.

Святые были такие же люди, как все мы. Многие из них пришли от больших грехов, но покаянием достигли Царства Небесного. И все, кто приходит туда, приходят через покаяние, которое даровал нам Милостивый Господь Своими страданиями (преподобный Силуан Афонский). Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне по­велевает людям всем повсюду покаяться (Деян. 17: 30).