Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
Эту веру поживее восстанови в себе и пребудь с нею неразлучно. Даруй же, Господи, тебе мирный исход (святитель Феофан Затворник). Нет иного, наилучшего способа к порабощению страстей, как возможно более частое и откровенное исповедание старцу. Без него, сколько бы ни трудились, не приобретем навыка держать себя по возможности безгрешно. Самые немощи и грехи, когда мы сознаемся в них и раскаиваемся, способствуют смирению (святитель Игнатий (Брянчанинов)).
Отчего же мы вскоре после говения возвращаемся ко грехам? Где причина такого печального возобновления в нас грехов после нашей исповеди и Святого Причастия? Это оттого, что мы не каемся во грехах, как должно. Св. царь и пророк Давид по исповедании греха своего каждую ночь омывал ложе слезами своими, вставал в полунощи, вкушал пепел, яко хлеб, и питие свое с плачем растворял. Св.
апостол Петр каждую ночь, заслышав пение петуха, вставал с ложа своего и повергался на землю в горьком плаче об отречении от Христа Спасителя. Вот как поступали истинно кающиеся! А мы исповедуемся в своих грехах, но не оплакиваем их, не сожалеем о них и не сокрушаемся о них. Далее, для возможно полного врачевания от греховной болезни потребна с нашей стороны постоянная борьба с этими соблазнами и искушениями и победа над ними.
Говорят: «Бог благ, Он помилует всех грешников». Да, но каких? Искренно кающихся, и оставляющих неправду, и творящих правду. Вы хотите населить рай пьяницами, прелюбодеями, сребролюбцами, ворами, предателями веры, отступниками от Бога, еретиками, сектантами, раскольниками. — Нет, они не войдут в рай (святой Иоанн Кронштадтский). Покаяние врачует немощи обыкновенно не скоро, потому что потребны труды, пост, бдение, милостыня, молитвы и все сему подобное, чтобы уврачевать прежние язвы.
Кто оплакивает грехи, продолжая их, тот или притворяется, что он кается, или не имеет верного понятия о покаянии (святитель Григорий Двоеслов). Мы заставляем демонов сетовать и горько плакать, когда преклоняемся к покаянию (преподобный Нил Синайский). Если не хочешь от духовного отца потерпеть епитимию, что всячески неизбежно для очищения внутренней скверны, то будешь терпеть от бесов по исходе души (старец Арсений Афонский).
Согрешивший много да умножит также свое покаяние, ибо большие преступления большими и слезами омываются (святитель Амвросий Медиоланский). Когда случится впасть в грех, должно скорее прибегнуть к покаянию и не отчаиваться во спасении, исхищать себя у диавола. Ибо не принимать врачевства покаяния - значит не верить человеколюбию Божию. Господь ожидает воздыханий (о грехах)
наших временных, да избавит вечных; ожидает слез наших, да явит Свое милосердие (святитель Амвросий Медиоланский). Кто уклоняется от Св. Таинств Исповеди и Причащения, тот враг самому себе, ибо отвергает свое спасение. Старые грехи, особенно блудные, сильно вредят при одном воспоминании. Потому враг старается всячески восстановить их в памяти, даже под предлогом исповеди.
Ибо если они приносят с собою печаль, то удаляют от надежды, а воображаемые без печали — вкладывают внутрь прежнюю скверну. Хоть ты уже старуха, и согрешила — иди в церковь и покайся. Здесь врачебница, а не судилище; здесь не муки за грехи налагают, а дают отпущение грехов (святитель Иоанн Златоуст). Соделываемся грешниками не тогда, когда сделаем грех, а когда не возненавидим его и не раскаемся в нем (преподобный Исаак Сирин).
Если кажется кому, что он не имеет грехов, то это происходит от слепоты душевной, от незнания самого себя, от забвения (архиепископ Иаков Нижегородский). Грехи-то грехами, но на них есть врачевство — покаяние, а спокойствие подается и грешникам, но смиренным и кающимся (преподобный Макарий Оптинский). Нераскаянные грешники — несомненные сыны погибели.
Спешите через исповедь очиститься от грехов здесь, на земле, пока не пришла смерть, чтобы не быть истязуемыми за них там, за гробом. Всякому говеющему должно попоститься, и в церковь походить, и уединиться, и почитать Священное Писание, и подумать, и собою заняться, войти в себя. После всякого греха нужно покаяние. Часто нужно каяться и пересматривать свою душу.
Кто не кается и нерадит о покаянии, тот крайне запускает свое сердечное поле и дает усилиться в нем всяким греховным плевелам, закосневает во грехах, трудным делает себе покаяние и исправление. Для успешного покаяния необходимы: зрение греха своего, осознание его, раскаяние в нем, исповедание его (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Должно пред исповедью испытывать свою совесть по десяти заповедям Божиим (или по исповеди)
и записывать, а то кающиеся забывают сказать на исповеди многие грехи: враг крадет, чтобы человек не покаялся и с грехами неиспове-данными помер. Пред исповедью храните молчание, чтобы удобнее было сознать свои грехи. Главные средства к избежанию грехов ♦ Надо избегать всех поводов ко греху, всех мест, лиц, вещей, которые могут быть для тебя соблазнительны и внушают греховные желания.
♦ Надобно всегда помнить смерть, прохождение по мытарствам, Страшный суд и будущую жизнь. ♦ Как можно чаще представлять себе везде присутствие Божие, размышлять о благодеяниях Божиих, особенно о жизни Господа нашего на земле, Его страданиях и смерти и вообще о главных истинах православной христианской веры.
♦ Удерживаться от греха помогают сердечная и усердная молитва и частое призывание имени Господа Иисуса Христа. ♦ Надобно внимать себе, т. е. бодрствовать, наблюдать за собою, за своими чувствами, желаниями и поступками. ♦ Как можно чаще должно прибегать к Таинству Покаяния и исповедаться пред духовным отцом, просить у него советов, и слушаться их, и достойно причащаться Святых Таин Христовых.