Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
» Как же посредством жертв, приносимых во множестве без должного покаяния, надеетесь при-обресть избавление душам своим? (святитель Василий Великий). Ежедневно плачущий о грехах очищает и тело, потому что слеза, истекшая с верой, омывает тело от нечистот его («Патерик»). Полезно воспоминать и исчислять свои нарушения Закона Божия, кроме блудных падений и преткновений, подробное воспоминание которых воспрещено отцами как возобновляющее в человеке ощущения греха и услаждение им (святой Филофей Синайский).
Не подобает жалеть слез, ибо слезы суть верные хранители того, кто жизнь свою располагает по добродетелям (святитель Григорий Нисский). Из беседы с одним духовником. Я принимал от каждого приходящего только исповедание своих грехов. Если же кто не осознал своей греховности и не имеет твердого намерения оставить свои греховные навыки, то обличение грехов внешне, только со стороны духовника, часто вызывает протест и даже раздражение и гнев, — ибо обличение нечестивому (т. е. нераскаянному)
— раны ему, и в причинении этой боли он считает виновным обличителя. Если же возникают перед духовником вместо исповеди счеты и пересчеты с ближними, с обвинением их, то они никогда не могут привести к положительному концу... Только смиренное признание своей греховной виновности приводит человека к очищению и покою. Часто люди приходят на исповедь с неподготовленным сознанием: вместо исповедания содеянных грехов начинают повествование об обстоятельствах своей жизни.
Иногда рассказывают о семейных горестях и трудностях, взаимных недоразумениях. В другой раз приходят с жалобами и осуждениями своих ближних. Конечно, каждому хочется освободиться от всякой тяготы и давления на душу, найти сочувствие и облегчение, но не всегда имеется именно такая возможность во время исповеди — по недостатку времени. Поэтому духовнику приходится сказать: «Принимаю только грехи и выслушиваю только их».
Духовник должен разъяснить людям, чтобы они обязательно молились накануне причащения Св. Таин за вечерней, а в день причащения — за утреней и Литургией. В продолжение земной жизни христиане должны пребывать в покаянии, чуждыми наслаждений и увеселений тленных — и этим непрестанным пребыванием в покаянии избранники Божии отличаются от сынов мира...
Только при посредстве покаяния можно перейти из состояния душевного в состояние духовное (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Господь любит более раскаяние во спасение грешника, нежели жертвоприношения. Чем более грешник строг к самому себе, тем паче Бог к нему снисходителен. Если не можешь сказать грехов своих, то уж лучше написать их, чем скрыть (преподобный Иосиф Оптинский). Св.
Исаак Сирин говорит: «Если мы все грешны и ни один из нас не возвысился превыше всякого искушения, то ни одна из добродетелей не может быть превыше покаяния, т. е. все добродетели, и самые высшие, должны быть растворены покаянием... » В другом слове этот великий наставник говорит: «Покаяние есть дверь милости Божией для тех, которые тщательно упражняются в нем».
Этою дверью входим в Божественную милость; к этой милости не войти нам иначе, как только этой дверью... Требование от себя неизменяемости и непогрешимости — требование несбыточное в этом преходящем веке! Неизменяемость и непогреши-тельность свойственны человеку только в будущем веке (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Если не будете снова грешить, то загладите прежние грехи.
Отец родной еще в чесом-либо свяжет свое рождение, а отец духовный всячески развязати может; а когда же отец духовный сына своего правильно свяжет, то и Сам Бог не развяжет. Понеже Сам Он, Господь Бог, вручил ему сие (крестьянин Посошков). Мысли святителя Иоанна Златоуста Бог отвращается не столько от грешащих, сколько от тех, которые, учинив грех, не сокрушаются о нем.
Не получит прощения собственных грехов тот, кто просит Бога о наказании других за грехи. Грехи нужно исповедовать подробно... Самые маловажные грехи достойны великого наказания. Легкий грех делается тяжким и непростительным, когда согрешающий осуждает другого. Пути покаяния: исповедание грехов, плач о грехе, смиренномудрие, милостыня, молитва, отпущение грехов ближним.
Только при покаянии могут помочь нам молитвы святых. Причащающие Таинств недостойно понесут такое же наказание, какое потерпят распявшие Христа. Мысли преподобного Варсонофия Оптинского «Когда только хочу записать грехи свои для откровения, то (что вам сказать?) мне уже становится легче, я это замечал», — говорил один человек старцу Варсонофию Оптинскому.
«Да, — отвечал старец, — вы только еще пишете, а он (враг) уже бежит». Вы знаете, какая у диавола тактика? Вам это надо знать. Он, зная, что какой-либо человек в чем не покаялся, всячески препятствует его покаянию. С этою целью он всячески умаливает степень тяжести греха, внушая такие мысли: «Это не важно, Бог тебе это без исповеди духовнику простит», — и тому подобное.
И даже старается, чтобы человек забыл об этом грехе. Видите, как хитер враг. Он отлично знает, что исповедью смываются все грехи. О скверных помыслах. Вижу во сне однажды я ад и адские мучения. Увидел я там маленькую девочку лет пяти-семи и говорю: «Как ты сюда попала?» И думаю: «Какие могут быть грехи у этой малютки, когда она еще совсем младенец?
» А она смотрит на меня и говорит: «Я здесь за скверные мысли». Я тогда же отправился к моему духовнику и спросил его: «Возможно ли это?» Он отвечал: «Да, в аду половина ребятишек». Я замечаю у тебя уныние, ради коего ты считаешь себя недостойным помощи Божией и прощения — так думать оскорбительно для любви Божией. Никакие грехи не могут одолеть Божией благости и милосердия, если мы в них каемся и просим прощения.