Седмица - Седмица.RU//Библиотека

;[16] полнее читается и «филологический» комментарий к псалмам («не рече „господь глаголет", но „уже глагола"»),[17] Когда и кто написал «Сказания о скончании седьмой тысящи»? Связь этого памятника с 1492 г. несомненна, — он должен был появиться в те годы, когда споры, порожденные несостоявшимся «концом мира», еще не потеряли своей остроты.

Одно место в тексте «Сказаний» позволяет как-будто уточнить эту дату. Говоря о византийском писателе, написавшем цитируемое им «Зерцало» («Диоптру»), автор «Сказаний» восклицает: «Познай, брате, яко святый старец той, иже сиа написавый, бяше в лето шесть тысящное шесть сот третее — отселе за четыреста лет».[18] Если расчет этот точен ( в пользу его точности говорит неокругленность первой из дат)

, то мы получаем указание, что интересующий нас памятник написан в 6603 + 400 = = 7003= 1495 году. Как и «слова» об иконах, «Сказания» — анонимны. Не очень ясное указание на их авторство читается в предисловии к «Миротворному кругу», памятнику сер. XVI в., в составе которого содержатся сочинения о пасхалии Геннадия и «Сказания» (в их первоначальной анонимной редакции)

: «Тии бо написали суть пресвященный Генадие архиепископ Новгородский и преподобный игумен Иосиф два слова, приводяще сведетельство от божественных писаний, якоже пишут историческая словеса».[19] Наиболее вероятным автором следует считать Иосифа, включившего впоследствии этот памятник в свой «Просветитель». Но и в данном случае (как и в отношении «слов» об иконах)

не исключены и другие кандидатуры: Геннадия Новгородского, сочинения которого содержат ряд совпадений со «Сказаниями», и Юрия Траханиота, раньше Иосифа и Геннадия занимавшегося этими сюжетами (проблема «седмиричности»)[20] и вставившегося целое послание «О летах седьмыя тысящи», помещаемое во многих списках непосредственно за «Сказаниями».[21] Нам известны следующие списки «Сказаний о скончании седьмой тысящи»: 1) БИЛ, Муз. № 2469; 4°; кон. XV в.—нач. XVI в. (

водяной знак — тиара и три горы со змеей, см.: Лихачев, № 3514= 1482/85). Сборник; 2) ГПБ, Соф. № 1460; 4°; перв. пол. XVI в. Сборник. Л. 127 об. — духовная грамота Иосифа Волоцкого; лл. 250—314 — «Сказания»; л. 315 — Нил Сорский. Подробное описание рукописи см.: Д. Абрамович. Софийская библиотека, вып. III. СПб., 1910, стр. 246—253; 3) ГПБ, Кир-Бел. № 21/1098; 8°; кон. XVI в. Сборник. Л. 356 об. — «Аще хощеши обрести день лунный...»; л.

357 — «Сказание о глаголющих, что ради нет втораго пришествия Христова долго» (второе из «Сказаний о скончании седьмой тысящи»); л. 372 — «Сказание» в защиту Ефрема Сирина (третье из «Сказаний»); л. 394— «счет греческих купцов». Подробное описание рукописи см.: И. В. Я г и ч. Рассуждения южнославянской и русской старины о церковно-славянском языке и исследования по русскому языку, т. I, СПб., 1885—1895, стр. 987 (отд. изд. СПб.. 1896, стр. 699). Ср. выше, стр. 257; 4) ГПБ, Погод. № 1292; 8°; кон. XVI—нач. XVII в. Сборная рукопись. Лл. 112 об.— 232 об. — пасхальные расчеты; л.

233 —«Сказание от божественных писаний, яко его же бог не повелел ведати...» (первое из «Сказаний»; начала заголовка нет; текст «Сказания» обрывается на словах: «Никто же да не дерзнеть рещи, яко вем разум божий еже в божественном писании...» — см. ниже, стр. 398); л. 243 об. — «Сказание о том, егда седмь тысящ лет изошла...» — рассказ о составлении пасхалии в 1492 г.

, несколько отличающийся от упомянутого выше рассказа «Миротворного круга»; лл. 258—268 об. — отрывок из «Начала пасхальи» Геннадия, читающийся и в «Миротворном круге» (ср.: РИБ, т. VI, стлб. 813—817); л. 268 об. — «Сказание» в защиту Ефрема Сирина (третье из «Сказаний); л. 306 об. — «О антихристе»; 5) ГПБ, Погод. № 1135; 4°; сер. XVII в. Сборник, содержащий «Просветитель» (см. ниже, стр. 462).

Вместо 8-го «слова» «Просветителя» — первое из «Сказаний» (лл. 391 об.—412 об.). Далее — 9-е и 10-е «слова» «Просветителя». В остальных известных нам рукописях «Сказания» представляют собой часть «Великого миротворного круга», составленного новгородским священником Агафоном в 1541 г.[22] «Сказаниям» здесь предшествует предисловие Агафона, «Извещение о пасхалии» Зосимы (без указания автора) и «Начало паскальи» Геннадия (

непосредственно продолжающее «Извещение» Зосимы): 6) БИЛ, Троицк. № 736; Г; XVI в. «Сказания»— лл. 59—82. Описание см.: Описание славянских рукописей Троицко-Сергиевой лавры, ч. III. M., 1879, срр. 128; 7) ГПБ, Соф. № 1421; 1°; XVI в. (помета 1602 г.). «Сказания» —лл. 73—105. Описание см.: Д. Абрамович, «Софийская библиотека», вып. III, стр. 128—130; 8) ГПБ, F. I. 471; 1°; XVI в. (ср.: Н. П. Лихачев.

Палеографическое значение бумажных водяных знаков, №№ 1695—1696; т. I, стр. 160). «Сказания» — лл. 42 об.— 63 об.; 9) ГПБ, F.I.321 (из собрания Ф. Толстого, 1, № 63); 1°; кон. XVI—нач. XVII в. (в начале — скрепа 1643 г., но водяные знаки — более ранние). «Сказания»— лл. 73—105. Описание см.: Описание рукописей Ф. Толстого, стр. 35—36; 10) ГПБ, ОЛДП, F.184, 1°; кон. XVI в. «Сказания» — лл. 22 об.— л. 38. См. выше, стр. 257—258; 11) БИЛ, Фунд. № 103; 1°; кон. XVI—перв. пол. XVII в. «Сказания» — лл. 24—39. Описание см.

: «Сведения о славянских рукописях, поступивших из Троицко-Сергиевой лавры» Леонида, вып. 2, М., 1887, стр. 343—350; 12) Музей истории религии и атеизма, Рук. отдел, К. III, оп. 1, № 43; 1°; кон. XVI—нач. XVII в. «Сказания» — лл. 44—55; 13) БИЛ, М. 418 (собр. Большакова); 4°; XVII в. «Сказания»— лл. 270—324 об. Описание см.: «Рукописи Большакова» Георгиевского, Пг., 1915, стр. 348; 14) ГИМ, собр. Хлудова, № 88; 1°; XVII в. (после 1606 г.). «Сказания» —лл. 63— 106. Описание см.: «Описание рукописей Хлудова» А. Попова, М., 1872, стр. 225—227; 15) ГИМ, Синод. № 1; 1°; сер. XVII в. «Сказания» — лл. 49—67. Описание см.: А. Горский и К.

Невоструев, «Описание рукописей Синодальной библиотеки» отд. III, ч. 2, № 570 (стр. 490); 16) ГИМ, Увар. № 910(703); 8°; XVII в. «Сказания» —лл. 260—316. Описание см.: Систематическое описание рукописей Уварова, ч. II, М., 189З, стр. 81—82 (№703). Текст «Сказаний о скончании седьмой тысящи» издается нами по списку Соф. № 1460 (С)