Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Он обязан подражать во всем своему Архипастырю, Который пожертвовал жизнью за Свою паству. Аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет; и аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой, говорит Христос (Ин. 12, 26). Также Он повелительно завещает: Шедше, научите вся языки (Мф. 28, 19). Христос призывает своих учеников сделать истину известной всем людям.
По этой причине мы, и в первую очередь те из нас, кто является священником, должны стать для всех всем (см. 1 Кор. 9, 22), потому что, как говорит Апостол, эллинам же и варварам, мудрым же и неразумным должен есмь (Рим. 1, 14). По примеру Христа, «Начальника спасения» нашего, мы должны стать живым примером того учения, которое мы возвещаем, показывая, что все, к чему мы призываем, достижимо и исполнимо.
Как вера, по словам апостола Иакова, без дел мертва (см. Иак. 2, 20), так и учение бездушно, если оно не пережито тем, кто его преподает. Кроме того, мы не проповедники и учители какой-либо человеческой теории, философской или общественно-политической системы; мы глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную (1 Кор. 2, 7). Мы открываем людям Бога и таинство их спасения.
Мы благовест-вуем дар Благодати Божией, прекращение смерти, воскресение нашей смертной природы, упразднение власти дьявола и вечное Царствие Божие, которое является пределом всех желаний, всех мыслей и всех надежд. Все это вместе составляет главную обязанность священника. Для каждого священника повторяются слова Христа, сказанные Петру: Паси агнцы Моя... паси овцы Моя (Ин. 21, 15-17).
Опыт невидимой брани, знание таинств Благодати, виды и действия прелести, характеры людей, способы заботы в деле руководства душами — всем этим должны обладать священники, а иначе как можно научиться какому-либо искусству от незнающего в нем толк? «Всеоружие» Благодати, как его описывает апостол Павел (Еф. 6, 11-18), — неотъемлемая принадлежность священника, потому что только так сможет военачальник — то есть священник — победоносно вести войну с начальствами и властями, с миродержителями тьмы века сего (см. Еф. 6, 12).
И если священник, испытав все средства, не сможет вернуть назад заблудшую и заболевшую овцу, тогда властью, которой он наделен Благодатью Божией, он должен обратиться к ней и сказать: «во имя Иисуса Христа, будь здрав», или: «выйди из пропасти, в которую ты ниспал», или: «отпущаются тебе грехи твои», или: «прозри от тьмы своего бесчувствия», или, самое важное: «восстань от смерти, в которую тебя ввергли многообразные согрешения».
Да, братия мои, таковы обязанности священника, и вообще духовного человека, который должен судить обо всем, тогда как сам он ни от единого вос-тязуется (1 Кор. 2, 15). Если простой верующий не сможет подняться на такую духовную высоту, то это не так помешает Церкви осуществлять ее дело, как если своего призвания не сможет выполнить священник.
Потому что священник — это отец, который возрождает, светильник, который просвещает, педагог, который ведет за руку, врач, который лечит. И если он не таков, то как он сможет просветить, вылечить и направить других? Тогда, конечно, он услышит от Господа: Врачу, исцелися сам (Лк. 4, 23) и страшные обличительные слова: Вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими?
Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять (Пс. 49, 16-17). Чем больше вреда от неудавшейся миссии священника, тем больше его ответственность и, следовательно, его осуждение Архипастырем Христом, Который основал Церковь Своей Кровью. В связи с этим весьма знаменательные слова сказал Господь пророку Иезе-киилю: И ты, сыне человечь, во стража дах тя дому Израилеву.
если ты не будеши глаго-лати еже сохранитися нечестивому от пути своего, той беззаконник во беззаконии своем умрет, а крове его от руки твоея взыщу (Иез. 33, 7-8). И в другом месте прибавляет: Сия глаголет Господь: се Аз на пастыри, и взыщу овец от рук их, и отставлю я от паствы овец Моих, и не будут пасти их пастырие (Иез. 34, 10). Пророку Иеремии Господь сказал так: Горе пастырем, иже погубляют и расточают овцы паствы Моея.
Се, Аз посещу на вас по лукавству умышлений ваших (Иер. 23, 1-2). Поэтому хорошо, если мы всегда будем иметь в своем уме эти слова, чтобы беспечность и равнодушие не имели над нами власти. Конечно, от нечувствия и беспечности служителей Церкви не расстраивается все дело Божие, потому что Господь может найти и другие способы, однако вина священника останется полностью на нем.
Характерным примером служат слова Мардохея, сказанные Есфири, когда она не решалась помочь расстроить планы царя, ее супруга Артаксеркса, уничтожить всех евреев в Вавилоне. Есфире, да не речеши в себе, яко ты едина спасешися во царствии паче всех иудей; зане аще преслушаеши в сие время, отинуду помощь и покров будет иудеом, ты же и дом отца твоего погибнете; и кто весть, аще на сие время воцарилася еси! (Есф. 4, 13-14).
Возлюбленные мои братия, честное священство Христово, да не будет чего-либо такого с нами! Напротив, я желаю, чтобы Благодать Господа нашего сопутствовала всем вашим мыслям и действиям, чтобы вы завершили свой путь, сохранив веру, и тогда по праву Бог наградит вас венцом правды (см. 2 Тим. 4, 7-8). Не будем лениться, братия мои, совершить этот небольшой труд, небольшой в сравнении с вечностью.
Будем, согласно Павлу, тщанием нелениви, духом горяще, Господеви работающе; упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе (Рим. 12, 11-12). И пусть нас не пугают масштабы сегодняшнего отступничества и апостасии в мире: Оружия бо воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердем (2 Кор. 10, 4). Не забудем также, что болий есть иже в нас Бог, нежели иже в мире дьявол (ср. 1 Ин. 4, 4).