Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Темже убо и мы, братия мои, гордость всяку отложше и удобь обстоятельный грех[41] , с усердием и терпением вступим на поприще предлежащего нам подвига, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса (Евр. 12, 1-2). Будем уве­рены в том, что живот наш сокровен есть со Христом в Бозе; егда же Христос явится, живот наш, тогда и мы с Ним явимся во славе (Кол. 3, 3-4).

Вместо заключения процитируем рождественское приветствие одного выдающегося богослова[42] : «С рождением Слова во плоти в этом мире родился весь Бог, вся истина Божия, вся правда Божия, вся любовь Божия, вся благость Божия, вся милость Божия. Поэтому все алчущие и жаждущие Бога и правды Его в своем духовном воодушевлении и неизреченной радости приветствуют все сущее и все творение христорождественским приветствием "Хри­стос родися", а со стороны тоскующей по Христу природы слышится умилительный ответ: "Воистину родися!"». Аминь.

  «ЯВИСЯ СПАС, БЛАГОДАТЬ И ИСТИНА» Н емного дней прошло с тех пор, как мы слышали, как множество небесных воинств прославляют Бога и поют: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволе­ние!», и вот новое радостное возглашение слышится ныне на Иордане: «Явися Спас, Благо­дать и Истина!

»[43] Вчера мы приняли исходящее от Бога Отца Слово как Младенца и научились невыра­зимым и сокровенным тайнам. Мы видели, как Того, Кого немолчно воспевают на Небесах Херувимы и Серафимы, воспевали и на земле воинства Небесные. Мы видели, как Тот, Кто прежде всех веков без матери был рожден от Отца, рождается на земле без отца только от Матери Девы.

Мы видели безначального Создателя веков — во времени; Невместимого — пребывающим в пространстве; Бога — ставшего человеком; Одевающегося на Небе светом яко ризою (Пс. 103, 2) — а на земле завернутого в пеленки в материнских объятиях! Но обратимся теперь, возлюбленные, к смыслу настоящего праздника Богоявления, чтобы и здесь придя в восхищение от глубины невыразимого снисхождения Бога Слова, ра­достно воскликнуть: «Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса един!

» Еван­гелист пишет об этом событии так: Во дни оны прииде Иоанн Креститель, проповедая в пус­тыни Иудейстей и глаголя: покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3, 1-2). Чающим же людем и помышляющим всем в сердцах своих о Иоанне, еда той есть Христос, отвещаваше Иоанн всем, глаголя: Я не Христос, я только послан перед Ним; аз убо водою крещаю вы... Той вы крестит Духом Святым и огнем (Лк. 3, 15-16).

При таких обстоятельствах приходит Господь наш на Иордан к Иоанну, чтобы принять от него Крещение. И вот, Тот, Кто оставил девяносто девять овец и пустился в поиски за од­ной заблудшей (см. Лк. 15, 3), стоит теперь перед проповедником покаяния; Тот, Кто не пре­зрел потерянной драхмы, обходит теперь все в поисках пропажи (см. Лк. 15, 8); Тот, Кто с клятвой свидетельствовал, что не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу бы-ти ему (Иез. 33, 11)

, находится ныне среди нас и совершает наше спасение; Тот, Кто приго­товил трапезу, исходит теперь на улицы и переулки, чтобы созвать к Себе всех, не желая ни­кого оставлять снаружи (см. Лк. 14, 21). Добрый Пастырь присутствует лично, чтобы найти и подъять на Свои плечи заблудшего человека. Как верный друг, Он приходит, чтобы отдать Свою жизнь в жертву за Своих друзей.

Как господин дома посещает своих домашних, как врач навещает больных, так и Творец и Создатель мира приходит к Своему униженному и угнетенному творению, чтобы воссоздать его заново. Господин и Владыка спускается к тем, кто находится в узах и темнице адовой, чтобы отдать выкуп за их долги и «истребить рукописание» с их грехами (ср. Кол. 2, 14).

Будучи Подателем жизни, Он идет, чтобы даро­вать всем нам жизнь и свободу. Божественный Предтеча, увидев, что Он направляется к нему, сказал народу: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира... И аз видех и свидетельствовах, яко Сей есть Сын Божий (Ин. 1: 29, 34). Сегодня мы встречаем на Иордане нашего Искупителя не как Младенца, а как совер­шенного Мужа.

Сегодня мы получаем известие о Нем не от ангелов, которые воспевали Его в рождественскую ночь, и не от пастухов, которые свидетельствовали о Нем, и не от волхвов, которые Ему поклонились. Сегодня мы познаем Его не в качестве преследуемого Иродом и бегущего в Египет. Сегодня, напротив, мы видим, что Он присутствует на Иордане как со­вершенный человек, о Котором свидетельствует Отец, и свидетельство это подтверждает Святой Дух.

Сегодня упраздняются любые сомнения о Боге. Таинство Святой Троицы, быв­шее со времени творения мира сокрытым во мраке и символически упоминавшееся только --- 2 Великий Прокимен, глас 7.   в тенях и гаданиях, ныне становится явным и утверждается в качестве правой истины о Боге.

Сегодня истинный Бог, Творец и Господь всяческих, открывается чувственно воспринимае­мым образом. Отец свидетельствует с Неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже бла-говолих (Мф. 3, 17). На Самого Сына собственноручно указывает Предтеча: Се, Агнец Бо­жий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29). А Всесвятой Дух, телесным образом, яко голубь (Лк. 3, 22)

снисходит и пребывает на Нем, чтобы никто не подумал, что голос с Неба относится к другому. Воистину, «Троицы явление во Иордане бысть», согласно божественному песно-творцу[44] . Пророк, предвидя явление этого великого таинства, писал: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять (Пс. 113, 3); и другой пророк: Страно Завулоня и земле Неффа-лимля, и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, Галилея языков.