Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Какая слепая вещь — человеческая порочность! Тут удобный повод сравнить: пусть каждый исследует самого себя и, смотря по внутренним побуждениям, постарается рассмотреть, на какой почве он стоит, — ведь история повторяется. И вот, наконец, когда сладчайший наш Иисус, Агнец Божий, взявший грехи всего мира (Ин. 1, 29), в очередной раз испробовал неблагодарность от тех, кого Он облагодетельство­вал, и когда уже вполне совершилась Отеческая воля, тогда Он произнес Свои последние слова.

Поскольку люди из Его окружения не приняли приношения Его любви, и беззаконная толпа, как говорится, «не восхоте разумети», поскольку также не оставалось никакого со­мнения в том, что их каменные сердца придут в умиление, Господь наш обратился к Своему Небесному Отцу и, так сказать, настоятельно попросил в качестве услуги простить Его рас-пинателей: Отче, остави им, не ведят бо, что творят (Лк. 23, 34).

Слово, приводящее в смятение и замешательство! Кто другой мог произнести его, как только не Сам Богочело­век? Один этот голос, одна эта молитва были способны убедить всю вселенную, что Он и только Он есть Единородный Сын Божий. И приклонив главу, предаде дух (Ин. 19, 30). Таинство таинств! Нам известно, что вся­кий умирающий человек сначала «предает дух», а потом «приклоняет главу», тогда как Ии­сус сначала приклонил Свою главу, а уже потом, когда восхотел и как благоволил, отдал Свой дух.

Что это было в Его власти, а не совершилось, как у простых людей, по необходи­мости, видно также из Его слов: Аз душу Мою полагаю... область имам положити ю и об­ласть имам паки прияти ю (Ин. 10, 17-18). Святой Иоанн Дамаскин, в одном из своих по­этических произведений, говорит: «Страхом к Тебе, яко рабыня, смерть повелена приступи Владыце Живота...

»[64] Сказав последнее Свое слово совершишася, Христос испустил дух и ис­полнил все домостроительство величайшей тайны предвечного совета Божия. Всем этим Господь исполнил Свое приношение, совершенное, согласно Павлу, в немо­щи (см. 2 Кор. 13, 4), и этим приношением Он как Сын Человеческий завершил восстановле­ние и воссоздание нашей тленной природы.

Святой Афанасий Великий в «Слове о Страстях Господних и о Кресте» говорит следующее: «Ибо Он сошел, чтобы приготовить нам восхож­дение, и изведал рождение, чтобы мы через Него стали друзьями Нерожденному. Он стал ради нас немощным, чтобы мы восстали в силе и воскликнули, подобно Павлу: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4, 13)... Народ срывает с Него хитон, то есть кожа­ные ризы, в которые мы все облеклись через Адама, чтобы вместо них мы могли облачиться во Христа...

За нас Он страдал и о нас заботился, чтобы мы перестали страдать»[65] . Кроме то­го, Господь принял в руку трость, чтобы сокрушить ею глиняные сосуды, и, что наиболее таинственно, чтобы посредством этой трости как инструмента для письма подписать нам свободу, а нашему врагу — дьяволу и смерти — уничтожение. Обратимся же теперь к тем благодеяниям Иисуса, которые Он совершил не в немощи, как человек, а в силе, как Бог.

Когда причины, приведшие к осуществлению домостроитель­ства, миновали, то Всесильный Бог Слово, вчера пострадавший как Сын Человеческий, от­крывается ныне во всей Своей боголепной силе. Вчера слуги Пилата Его били, а сегодня молнией своего Божества Он Сам побивает царство ада и смерти. Вчера книжники, фарисеи и несчастный народ иудейский потешались над Ним — Уа, разоряяй церковь и треми деньми созидаяй, спасися Сам и сниди со Креста (Мк. 15, 29-30)

, — а сегодня Он торжествует и устрашает начальников тьмы и ада. Едва Господь наш Иисус Христос сошел Своею обоженной душою во ад, за Ним по­следовали все Небесные силы. Конечно, не для подкрепления, — ибо какое подкрепление требуется Всесильному Слову Божию, Который носит всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1, 3)? — но для услужения и, даже больше, для того, чтобы Его творение могло подивиться великим советам и замыслам Бога, посредством которых Он осуществил Свое неизреченное домостроительство, чтобы возглавити всяческая, яже на Небесех и яже на земли в Нем (Еф. 1, 10), и не только на земли, но и под землею.

Все Небесные силы с большим умилением пе­ли: «Свят, Свят, Свят Сущий и Бывший и Грядущий Царь Сил Небесных», и привели в смя­тение мрачные темницы адовы. А князь тьмы и все его отступнические силы, почувствовав, что пришел час их осуждения, предприняли последнюю попытку защититься. Приведем на эту тему некоторые мысли, украшенные живыми образами, заимствован­ные нами из соответствующего Слова великого Отца нашего Епифания.

Когда воинства Не­бесных Сил, предшествовавшие Господу, приблизились к вратам ада, они воскликнули к прятавшимся там властителям тьмы: Возьмите врата, князи, ваша, и внидет Царь Славы (Пс. 23, 7). И будто бы не ведая, что означает этот возглас, мрачные обитатели ада трусливо и смущенно отвечали: Кто есть Сей Царь Славы (Пс. 23, 8)? Никогда и никто еще не спус­кался до адских владений, имея такую власть.

«А что если это Тот, — думали они, — Кто восхитил из наших кладовых сына вдовицы, дочь Иаира и четверодневного Лазаря? Что если это Тот, Кто изгонял наших прислужников из людей и исцелял болезни и недуги, которые мы производили в них? Ведь это мы позаботились о том, чтобы те из людей, кто служит на­шей воле, распяли Его, и Он не сопротивлялся, но всем Своим видом выражал немощь и страх и даже молился: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя оставил еси (Мф. 27, 46)?

Он жаж­дал, и мы дали Ему желчь, и как вы теперь говорите Царь Славы?» И Небесные Силы повто­рили со властью: «Возьмите врата, князи, ваша, и не медлите, не спрашивайте, не сомне­вайтесь, не оправдывайтесь!» Когда же темные силы замешкали и стали друг друга спраши­вать: Кто есть Сей Царь Славы? — Небесные Силы воскликнули с дерзновением: Господь Сил, Той есть Царь Славы! (Пс. 23, 10)

И при этих словах сокрушились врата, побеждены были запоры и окончательно сломлен вход в мрачные темницы адовы. Тогда страх, трепет и ужас охватили князей тьмы, которые бежали в глубочайшие пещеры и приюты адские, пря­чась от лица Славы Господней. Тогда нерушимыми узами связан был тиран, и отнята вся его власть и сила над человеком, так что больше он не властен над теми, кто верует в Господа Иисуса Христа и следует за Ним.