Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Состояние «сверх природы» производится в человеке действием нетварной бо­жественной Благодати, таинственно воссиявающей в душах святых, очистившихся от «зако­на греха и смерти» и умертвивших в себе «ветхого человека» со всеми его «страстьми и похотьми». Мы видим, что природа человека колеблется между двумя противостоящими состоя­ниями, «против природы» и «сверх природы», тогда как состояние «по природе» занимает здесь промежуточное положение.

Важно, однако, отметить, что это последнее не существует в собственном смысле, так как естественное положение человеческой природы предполагает присутствие нетварной божественной Благодати, которая как бы включена в природу чело --- 1 О трех состояниях природы человека подробнее см. «Слово о монашестве», наст, изд., с. 91-100; «Богочеловечество и обожение», наст, изд., с. 345-348. 2 См. наст. изд., с. 252-253.

  века, являясь, по выражению старца Иосифа, душой его души1 . Состояние «по природе» не есть «чистая природа» в западном понимании, где Благодать воспринимается как сверхъ­естественный дар, который либо прибавляется к чистой природе, либо отнимается у нее: для восточного богословия не существует чистой природы, рассматриваемой в отрыве от Благо­дати, поэтому состояние по природе называется состоянием «просвещения» в Благодати, или духовным состоянием.

«Духовный человек, — согласно святителю Григорию Паламе, — со­стоит из трех частей: Благодати Святого Духа, разумной души и земного тела» . Естествен­ное состояние человека определяется логосом человеческой природы, созданной в «подо­бии» Творцу с конечной целью ее обожения. Устремленность природы к обожению, заданная логосом, может быть реализована только действием Благодати.

Таким образом, вкратце можно сказать, что для восточного понимания состояние «по природе» в своем конечном осуществлении и есть состояние «сверх природы». Этапы духовной жизни Три состояния природы человека соответствуют трем основным этапам его духовной жизни. Эти этапы характеризуются движением человека от состояния «не по природе» к со­стоянию «по природе», а затем к состоянию «сверх природы».

Первый этап состоит в отре­чении от «ветхого человека», которое выражается в борьбе со страстями. Второй этап можно условно назвать усвоением свойств, присущих состоянию человека «по природе»; он состоит в делании добродетелей. Третий этап — это стяжание Благодати Божией, посредством кото­рой достигается совершенное бесстрастие и обретается истинное боговедение и богопросвещение.

Вступив через покаяние на путь изменения своего образа существования, человек встречает внутреннее сопротивление, обусловленное состоянием «против природы», которое еще называется «помрачением ума». Человек, ищущий исцеления, начинает, таким образом, с противостояния ветхому человеку. Это противостояние состоит в практическом подвиге, то есть, как мы сказали, в борьбе со страстями.

Страсти — это искаженные энергии человеческой природы, которые вследствие грехо­падения получили ложное направление. Весь ветхий человек стоит на трех столпах: на стра­стях гордости, самолюбия и сребролюбия. Гордость, называемая еще эгоизмом, поражает силу человеческого ума, отрывает его от Бога и замыкает на собственном ограниченном су­ществовании.

Самолюбие является болезнью вожделевательной части души: изменяя энер­гию воли, страсть самолюбия заставляет ее искать ложного удовлетворения в наслаждении. Самолюбие является движущей силой двух страстей, которые являются как бы внешним проявлением самолюбия: это своенравие, поработившее волю ощущением ложной «свобо­ды», и сластолюбие, сводящее душеные ощущения до телесных чувств и наслаждений.

Третьим столпом ветхого человека служит страсть сребролюбия, называемая также своеко­рыстием или стяжательством. Овладевая раздражительной частью души, она изменяет ее естественную энергию, состоящую в устремленности и любви ко всему духовному, и на­правляет ее на любовь и пристрастие к земным вещам и вообще ограниченному миру мате­рии. Все остальные страсти и пороки, проявляющиеся в душевном и телесном мире челове­ка, происходят от этих главных страстей.

Так, гордость порождает славолюбие, неверие, от­чаяние; самолюбие выражается в чревоугодии, блуде, лености, а своекорыстие — в жадности, гневе, печали и унынии. Страсти, таким образом, поражают весь душевно-телесный состав человека, и борьба с ними требует также напряжения всех душевных и телесных сил. В своем учении о человеческой природе старец Иосиф следует мнению тех Святых От­цов, которые считают человека двусоставным, т. е. состоящим из тела и души. Имея двой­ --- 1 См.

об этом: «Смысл церковных таинств», наст, изд., с. 401. 2 Триады I, 3, 43.   ную природу, человек поэтому сосредотачивается на двух видах борьбы — на телесном, а также на «умном», или душевном, делании1 . Телесное делание состоит в том, чтобы путем аскетического «умерщвления» плоти ос­лабить зависимость двух частей души — вожделевательной и раздражительной, — состав­ляющих ее «неразумную» природу, от телесных страстей.

По учению старца Иосифа, в пер­вую очередь подвижник должен вступить в борьбу с самолюбием, а затем избавиться от при­страстия к земному. Только после этого ему откроется путь совершенного очищения ума. В соответствии с этим старец Иосиф перечисляет семь телесных деланий, посредством кото­рых человек вступает на путь совершенного освобождения от зла.

Первым деланием являет­ся безмолвие, или удаление от причин греха, которое необходимо как условие для осуществ­ления всех остальных усилий и трудов покаяния. Второе и третье делание сродны между со­бой — это пост и бдение, объединяемые общим понятием воздержания. Далее идут четвертое и пятое делания: псалмопение, то есть участие в общем богослужении, и собствен­но молитва, под которой понимается келейная молитва с поклонами.