Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
И раз человек был уподоблен животным, то почему он не должен был делать то же, что и они, и в нравственной жизни? Посмотрим на современное право, и мы увидим, что оно не запрещает грех, не запрещает преступление, считая это естественной необходимостью и предпосылкой свободы личности; поэтому жизнь общества регулируется ныне критериями, основанными на порывах страстей и похоти.
Гуманистическая культура провозгласила ветхаго человека с деянъми его (Кол. 3, 9) неизбежной необходимостью. «Закон джунглей» стал необходимым следствием гуманистических идеалов. Относительность, которая возобладала в философии и этике гуманистического человека, привела, в конце концов, к нигилизму и анархизму — сначала в качестве идеологии, а затем перейдя от слов к делу.
Взгляните на запутанную историю двух мировых воин, чтобы убедиться в этом. Итак, такая культура, которая ниспровергает все высшее и божественное и ведет к указанным результатам, не может исходить из иного источника, кроме того, о котором Господь сказал, что он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем, то есть в дьяволе (Ин. 8, 44).
Дьявол, «обольщающий вселенную», имеет своей главной целью лишить человека его богоподобных свойств, обесчеловечить его, сделать таким же, каков он сам. Гуманистический человекоцентризм есть в сущности дьяволоцентризм, потому что и тот и другой ищут одного и того же: принадлежать только самим себе. Самолюбие, эгоизм, индивидуализм — это существо всякого греха.
Но именно эти черты характеризуют и дьявола: он желает всегда быть один и принадлежать самому себе, быть без Бога и далеко от Бога. Таков же, в сущности, и человек атеистического гуманизма: он индивидуалист и эгоист, он своекорыстен и самолюбив, он управляет собой сам вдали от Бога, допуская роковой просчет в попытке стать «добрым» через злое, богом через дьявола, оправданным через грех.
Но сколько бы ни помрачался человеческий ум, пребывая в тумане греховности, он все же сохраняет следы своих свойств, которые он имел до падения, и по этой причине не забывает Бога, не выдерживает и не может обходиться без Бога, хотя бы и ложного бога. В древние времена он делал идолов и поклонялся им как богам. Теперь он делает то же самое, с той только разницей, что божества, которым он покланяется, поменяли свой внешний вид.
Раньше человек обожествлял произведения своего мастерства; теперь же он обожествляет само мастерство[98] . Все технологическое производство, как в теоретическом, так и в практическом смысле, человек наименовал «Наукой». Он облек ее в различные «одежды» и провозгласил, как раньше провозглашали богинь Афину, Афродиту или Деметру, «божественной Наукой».
Таким образом, сегодня в европейском пантеоне уже нет старых идолов, и их место занимает только «ее величество Наука». Однако все продолжается по-старому: составляются новые догматы, пишутся новые «евангелия»! Все, что не прошло исследование при помощи «телескопа» науки, объявляется несуществующим. Все то, что не вмещает гуманистический ум, не имеет действительного веса.
Европейский гуманист сузился и уменьшился до таких опасных пределов, что не вмещает в себя ничего абсолютного, ничего бессмертного и вечного. Он знает только, как плутать по мрачным и лишенным солнечного света лабиринтам бесплодного рационализма. Его «метафизика», чрезвычайно ограниченная и материалистическая, не может иметь иного содержания, кроме того, которое ей предоставляет научная культура и цивилизация: это материя, перерабатываемая самыми разнообразными способами в угоду чувствам и временному удобству.
В то время как человек еще хвастается своими познаниями и достижениями, он, на самом деле, лишь поклоняется делам рук своих. И это идолопоклонство воистину худшее из всех возможных. Этика древнего языческого мира продолжает, к сожалению, управлять всеми отношениями и в современном неоязыческом мире. Взаимоистребление — назовем его лучше «антропофагией» — составляло главную характерную особенность нравственности древне-языческого мира; по существу, та же особенность отличает и современную гуманистическую культуру, с разницей в том, что современная антропофагия прячется под маской культуры.
Это утверждение нельзя назвать несправедливым или преувеличенным, потому что атеистически-гуманистическая культура Европы провозгласила первым принципом жизни борьбу за средства к существованию и самосохранению. Эта борьба не подлежит суду совести: всякое препятствие устраняется силой, и слабейший становится добычей более сильного. И поскольку «процветание» и самосохранение представляют необходимость, ради их достижения позволяется все: грех, преступления, любое дозволенное и недозволенное средство.
Ведь понятие о грехе предполагает понятие о Боге, о душе и о бессмертии, а если их нет, то все позволено. Однако, если необходимость самосохранения и благополучия является правилом жизни, тогда «справедливым» становится лозунг, ставший «евангелием» современного общества: «твоя смерть — моя жизнь». Разве это не закон океанов и джунглей? Больший поедает меньшего, сильный — слабого.
Живым примером может послужить наша маленькая родина, которая явилась жертвой жестокой расправы из-за экономических интересов более сильного народа[99] . Часто более сильные не колеблясь придают таковым «жертвоприношениям» религиозную окраску, с большим лицемерием используя для достижения своих интересов то Евангелие, то Коран, то Талмуд.
Конечная цель, к которой стремятся творцы европейской гуманистической культуры, — это окончательное отдаление Бога от человека. В качестве средств для достижения своей цели они используют все виды человеческой культуры и науки: культуру ренессанса и романтизма, антропологию и позитивизм, агностицизм и рационализм, в политике — устанавливая парламентаризм и декларируя «свободу», и в то же время прибегая к диктатуре и революциям.