Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Крещаемый признается сыном Божиим, возрождается во имя Святой Троицы и приготовляется к будущему обожению во «всеобщем воскресении», когда будут исполнены все обетования, данные Богом человеку. Как ребенок заимствует у родителей естественную возможность становиться мужем и на­ следственную власть над всем имуществом отца, которое ему не принадлежит до тех пор, пока он не вырастет, — так и Благодать Святого Крещения дает человеку «обручение Духа» и божественного усыновления уже от купели, однако полное исполнение обетования совер­шится в будущем, после воскресения мертвых.

Время жизни здесь на земле должно быть для нас духовным возрастанием в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13), когда действования божественной Благодати полностью сочетаются с нашим распо­ложением и волей. Послушание и подчинение воле Божией является условием того, что живущая в чело­веке Благодать Духа пребывает действующей в его душевно-телесном существе, так что со­храняет его от заблуждения и обольщения грехом.

Если человек удержит это состояние, то­гда божественная Благодать приступает к очищению его внутреннего мира: вначале очища­ется и просвещается ум, затем — сердце, после чего просвещается вся душа, начинает проявляться ее духовное состояние, и она уже здесь ощущает награды будущей блаженной жизни. Самым живым примером для верующего должна быть жизнь Христа, Который есть ис­тинный Первообраз, потому что только в Его жизни мы можем увидеть совершенную и пол­ноценную встречу тварного человека с Благодатью Бога.

Богоносные Отцы настаивают, что­бы мы испытывали и проверяли степень своего духовного преуспеяния, потому что божест­венная Благодать, которую мы черпаем в таинствах, — не абстрактные обещания или символы; она — живое присутствие Христа, в Которого мы облеклись в Крещении: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). В Крещении мы облекаемся в Него, в божественном Причащении принимаем Его внутрь самих себя, так что и внутри и снаружи мы оказываемся христоносными и духоносными.

Если же, напротив, мы станем работать двум господам, или, хуже того, покоряться лукавому, тогда Благодать оставит нас, а Христос снова скажет с печалью, что Он не имать где главы подклонити (Мф. 8, 20), пото­му что в таком случае наши внутренние «норы» будут заняты «лисицами», а «гнезда» — «птицами»![110] Вторым великим таинством является божественная Евхаристия, или Причащение.

Это таинство тесно связано с Крещением: одно ведет к другому, и оба ведут человека к совер­шенству, в котором осуществляется воссоздание первоначального положения человеческой природы «по образу» своего Создателя. Божественное Причащение усовершает человека до состояния «подобия» Богу, в котором исполняется весь смысл творения. Таинство божественного Причащения обнаруживает безграничную любовь Бога к че­ловеку.

Бог, желая приблизиться к нам и передать нам Свою любовь, послал Сына Своего, Который снизошел на землю и стал подобным нам: поскольку мы имеем плоть и кровь — и Той приискренне приобщися техже[111] (Евр. 2, 14). Таким образом, теперь через вещество плоти и крови, которые Он воспринял ради нас, Он вступает в общение с нами, становясь едино тело, един дух с нами (Еф. 4,4)

, и мы становимся сотелесными и единокровными в Его богочеловеческом бытии. Поэтому справедливо Он уже не называет нас рабами, но друзьями (см. Ин. 15,15), и не только друзьями, но считает нас Своими братьями и сонаследниками (см. Мк. 3, 35; Рим. 8, 17), потому что Его Отец становится и нашим Отцом (см. Ин. 20, 17). Так Христос становится для нас всем: и матерью и отцом, потому что в Крещении он рожда­ет нас к новой жизни, а в Евхаристии вскармливает нас, как мать вскармливает своими сос­цами дитя.

Поистине, насколько божественно и невыразимо это таинство Святой Евхари­стии! Как мы сказали, соединение человеческой природы с божественной в Единой Ипостаси Бога Слова явилось причиной обожения человека. Теперь каждый верующий, соединяясь со Христом, становится храмом всего Божества, потому что Лица Святой Троицы нераздель­ ны.

Как в Теле Христовом живет всяко исполнение Божества (Кол. 2, 9), так и в ставших сотелесными с Ним обитает Святая Троица. «Он соединяется и с самими человеческими ипостасями,, каждого из верующих смешивая с Собой через соучастие в Его святом Теле, и становится сотелесным с нами, делая нас храмом всего Божества», говорит святой Григо­рий Палама[112] .

Согласно тому же святому отцу, божественная Евхаристия имеет еще и глубо­кий эсхатологический смысл, потому что приобщение к Телу и Крови Христовым служит залогом обожения человека, будущего общения и соединения его со Христом в Его Небес­ном Царствии. Обожение есть живая реальность, которая начинается в здешней жизни и за­канчивается в иной. Эта непосредственная и личная связь всякого верующего со Христом в божественном Причащении имеет следствием и подлинное единство верующих между собой в одной общ­ности, в Его Церкви, составляющей «новую тварь», посредством которой Господь все соеди­няет под Своей Единой Главой (ср. Еф. 1, 10).

Забота и обязанность всякого верующего не заканчивается только на том, чтобы подго­товиться к соучастию в божественных таинствах, но распространяется и на то, чтобы всю свою жизнь, во всех своих делах и начинаниях, искать ответа у вошедшего в его жизнь Бога Слова. Кто принимает в себя Христа, должен знать, что делает Его господином всей своей жизни, своей совести, своей мысли, всех своих влечений и действий: только так осуществля­ется вожделенное преображение, делающее всякого человека христообразным.

Из бесчисленного, как мы сказали, числа таинств нашей Церкви, мы вкратце останови­лись на двух главных таинствах. Молюсь, чтобы божественная Благодать, действующая че­рез Христа, соделала и нас способными неосужденно участвовать в них и в проистекающем из них освящении.   ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ Покаяние — единственное спасение от общечеловеческого несчастья.

Покаяние — единственная надежда отчаявшегося человека, чьи умственные силы и боговидный образ были искажены и ввергнуты в отчуждение грехопадением. Покаяние — величайший дар и милость божественной благости и человеколюбия. Покаяние — всеблагое домостроитель­ство Божие об исцелении и восстановлении расстроенной грехом человеческой личности, главное средство возвращения душевно-телесных сил человека к их естественному состоя­нию, способ обретения заново первой красоты сотворенной «по образу и подобию» Божию человеческой природы.