Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Мытарь ударял себя в грудь, — туда, где находится первая причина греха, сердце, из которого исходит все злое и доброе, что имеет человек, — и говорил в сокрушении: Боже, милостив буди мне грешному (Лк, 18, 13). Кроме бесчисленных примеров, касающихся отдельных лиц, мы встречаем в Священ­ном Писании и примеры общего всенародного покаяния, как например, в случае ниневитян, на котором стоит немного задержаться, потому что наше общество находится сегодня в по­хожем, если не в худшем, положении.

Востани и иди в Ниневию град великий, так сказал Гос­подь Ионе, и проповеждь в нем, яко взыде вопль злобы его ко Мне (Иона 1, 2). Жители Нине­вии погрузились во глубину зол, почему и не могли прийти в чувство, согласно словам про­рока: Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит (Притч. 18, 3). Поэтому всеблагое человеколюбие Божие взяло на себя инициативу, чтобы пробудить их от греховного сна. Еще три дни, и Ниневия превратится (Иона 3, 4).

Такой короткий срок, назначенный ниневитя-нам долготерпением Божиим, привел их в чувство осознания своего положения: И вероваша мужие ниневийстии Богови, и заповедаша пост, и облекошася во вретища от велика их да­же до мала их. И возвратися кийждо от пути своего лукавого и от неправды сущим в руках их (Иона 3: 5, 8). Пост, злострадание, раскаяние, сокрушение — вот покаяние во всем его объеме.

Чело­век согрешает перед Богом как единая душевно-телесная сущность, поэтому и покаяние по необходимости двойственно: скорбь, печаль, смирение, раскаяние, сокрушение как дела­ние души, и пост, злострадание, подвиг, борьба или милостыня как телесное делание. И виде Бог дела их, яко обратишася от путей своих лукавых, — обратились не фор­мально, но по существу — и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори (Иона 3, 10).

Так подтверждаются слова Апостола: И хвалится милость на суде (Иак. 2, 13), то есть милость Божия всегда побеждает Его решение об осуждении, И хотя Бог верен во всех словесех Своих (Пс. 144, 13), все же мы видим, что покаяние человека и Его собст­венная милость часто понуждают Его изменять Свои решения. Пророк Иона как раз этим и обосновывал свой отказ идти в Ниневию и попытку побега: О, Господи, не сия ли убо сло­веса моя, яже глаголах, еще сущу ми на земли моей?

Сего ради предварих бежати в Фарсис, зане разумех, яко милостив Ты еси и щедр, долготерпелив и многомилостив, и каяйся о зло­бах человеческих (Иона 4, 2). Еще один прекрасный пример — Манассия, царь Иудейский, который сотворил много зла, и кровь неповинную излия многу зело... во грех введе Иуду (народ иудейский), сотворити лукавое пред очима Господнима (4 Цар. 21, 16).

Тогда Бог оставил его, и он был взят в плен ассирийцами и в оковах приведен в Вавилон. Перед лицом смерти (по преданию, его заперли в медном истукане, чтобы сжечь), он почувствовал тяжесть своей вины перед Богом и при­шел к покаянию. Там, говорит предание, он составил и изрек известную молитву «Господи Вседержителю, Боже отец наших», которая читается на Великом Повечерии.

И егда озлоблен бысть, взыска лице Господа Бога своего, и смирися зело пред лицем Бога отец своих, и помо-лися к Нему: и послуша его, и услыша вопль его, и возврати его во Иерусалим на царство его (2 Пар. 33, 12-13). Важно, чтобы каждый человек осознал, что грех есть не что иное, как отречение от во­ли Божией, и поэтому влечет за собой потерю животворящей Благодати Святого Духа, кото­рую мы получили в Крещении.

Грех бесчестит наши «брачные одежды» и разлучает с Не­бесным Женихом, мешает осуществиться в нас «новой жизни» и, как блудного сына, удаляет от Бога и всех Его даров. Грех оставляет нас в духовном голоде и помрачает ум, который, предаваясь непрестанному заблуждению и суемудрию, становится либо скотоподобным, ли­бо демоноподобным[113] . Грех разрушает все, что существует благородного, прекрасного, ра­зумного, все, чем может быть охарактеризована человеческая личность.

Именно грех произвел смерть и тление, которым подчинился не только человек, но и все творение, которое было сотворено Богом «весьма прекрасным»: Вемы бо, яко вся тварь совоздыхает и сболезнует даже доныне (Рим. 8, 22). Именно грех закрыл врата «рая сладо­сти» и вместо него принес «волчцы и терния», боль, труд и пот, страх, ужас и неуверенность.

Именно грех низверг Денницу и подчинявшиеся ему ангельские чины из их всесветлой сла­вы и превратил их в мрачных и лукавых демонов. Сотворил грех Денница, не сохранив сво­его начальства, — и катастрофа совершилась со всем его войском; совершил преступление воли Божией первозданный Адам — и увлек всю тварь в нетление. Насколько грех великое зло, доказывает образ спасения человека.

Ни ангел, ни человек не могли уничтожить последствия грехопадения, поэтому Бог Слово благоволил «умалить Себя», став человеком, чтобы воссоздать искаженный образ Божий в человеке и освободить его от владычества смерти и дьявола. Отрекаясь от сатаны и греха в Крещении, человек при­нимает спасительную Благодать Христову и вступает в «новую жизнь» Церкви.

Можно сказать, что покаяние представляет собой основу практической части сотериологии. Ведь разве хоть кто-то когда-либо смог сохранить Благодать Святого Крещения и точ­но соблюсти заповеди Божии, как обещал принимая Крещение? Конечно, никто, пусть даже жизнь его была бы равна одному только дню на земле, согласно пророку (см. Иов 14, 5).

По­этому, как видите, мы, будучи грешными и страстными, живя в атмосфере греха и противле­ ния, призваны встать на путь добродетелей и святости. Предпочесть добро легко, однако его исполнение требует подвига: Дух убо бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41; Мк. 14, 38). Зна­чит, покаяние — единственная надежда и помощь, оставшаяся грешному человеку, чтобы он мог исполнить свое жизненное предназначение.