Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Я уже не останавливаюсь специально на требовании Господа нашего, чтобы мы не уны­вали молящеся (Лк. 18, 1), и что мы будем обязательно услышаны, потому что все это так знакомо всем верующим. Из всего того, что мы отметили, следует заключение, что не существует специального призвания для боголюбивых христиан, но только доброе намерение с их стороны.

Благодать Божия радушно награждает таковое доброе намерение, всегда восхваляя благую часть, кото­рая никогда не отнимется у тех, кто ее предпочел (см. Лк. 10, 42).   ПОДРАЖАНИЕ ХРИСТУ Известно, что в языке Святых Отцов — наших непосредственных предшественников, мы не встречаем с такой отчетливостью подобного выражения: «подражание Христу».

И это либо по причине стремления к апофатической богословской точности в выражениях, либо для более четкого разграничения с западной церковной традицией, что, однако, не означает, будто в Церкви отсутствовало практическое следование по стопам Господа нашего в стрем­лении подражать образу Его вседобродетельного жития. Возможно просто Отцов научил пример Моисея при купине, когда от благоговения он удержался поднять взгляд на говорив­шего с ним Бога: Отврати же Моисей лице свое: благоговеяше бо воззрети пред Бога (Исх.3, 6).

Буквальное значение слов «подражание Христу Богу» кажется противоречивым вслед­ствие отличия ограниченного и тленного человека от высочайшего и непостижимого Бога, но они не подразумевают исследование или описание божественной сущности и природы. Недосягаемый, неописуемый и непостижимый по Своей природе Бог открыл Себя через бо­жественные энергии и сделался известен человеку, призвав его к подражанию Своей благо­сти и любви.

Человеческие способности по своей природе весьма ограничены, чтобы подра­жать энергиям Божества, однако божественные энергии, которые мы называем одним словом Благодать, сами восполняют всякую человеческую немощь и бессилие, так чтобы человек все мог во укрепляющем его Христе (ср. Флп. 4, 13). Истинное и совершенное воплощение Бога Слова через принятие человеческой природы восполнило и завершило ее возможности, поэтому для человека стало доступным не только подражание Богу, но и осуществление всей цели человеческой жизни.

Первоначальный замысел о сотворении человека «по образу и подобию» Божию вопло­тился через вочеловечение Бога, и идея «богоподражания» стала основным смыслом челове­ческой жизни. Идеал богочеловечества, став нашим всеобщим долгом и предназначением, убеждает всякого верующего в том, что благодаря Христу он может теперь стать и почувст­вовать себя наследником Божиим и сонаследником Сына Божия (ср. Рим. 8, 17).

Апостол Па­вел с дерзновением возвещает, что подражание Богу — это долг каждого христианина: Под­ражателе мне бывайте, якоже и аз Христу (1 Кор. 11, 1). И чтобы слышащие такой призыв не испытывали затруднений, он показывает, как можно достигнуть этого: Бог бо есть дейст-вуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении (Флп. 2, 13), и еще в таких словах: Вся могу во укрепляющем мя Христе (Флп. 4, 13).

В Евангелиях не употребляется выражение «подражание Христу», но говорится, что следование по Его стопам есть отличительный признак ученичества последовавших за Ним апостолов. Однако сами апостолы очень ясно проповедовали подражание Христу во всем объеме, содержащемся в этих словах. Следовавшие за ними отцы, так называемые «мужи апостольские» — Ориген, Игнатий, Климент Александрийский — учили вести образ жизни, делающий возможным уподобление Богу. Св.

Григорий Нисский исповедует, что христиан­ство — это «подражание божественной природе»1 . Тому же учат, в сущности, все после­дующие Отцы: Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие; вплоть до настоящего времени все Отцы таким же образом мыслят во Христе Иисусе. Кстати, и Сам Господь незадолго до Его предания, умыв ноги ученикам, побудил их тем самым к подражанию Его смирению.

Воплощение Господа нашего явило нам божественный и человеческий нравы во всем их совершенстве, и вот почему человек, используя и человеческие и божественные средства, может стать совершенным, согласно требованию Бога: Святи будите, яко Аз Свят есмь (Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 16). Человеческие средства — это верное намерение человека, взращи­ваемое на примере вседобродетельной жизни Господа нашего.

Божественные средства — это сила Благодати, которую нам дарует наш Избавитель через таинства Церкви. --- 1 Св. Григорий Нисский, К Армонию: о том, что значит имя и название христианин. PG 46, 244. Ср.: Что значит имя христианин, с. 9.   Для защиты от внутреннего злонравия и от самого сатаны, предводителя всякого зла, Господь дал нам оружие, как Он Сам говорит: Се даю вам власть наступати на змию и скорпию и на всю силу вражию (Лк. 10, 19).

Те, кто носит в себе божественные энергии и обладает ими, имеют таковую власть: Знамения же веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут; языки возглаголют новы; змия возьмут; аще и что смертно испиют, не вредит их; на недужныяруки возложат, и здрави будут (Мк. 16, 17). И наконец, удостаи­вая Своих последователей усыновления и обожения, Господь говорит устами Евангелиста: Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1, 12).

Такими качества­ми христианин должен оправдать свое место избранника и наследника Божия, став во всем Христовым, согласно словам апостола Павла (1 Кор. 1, 12). Способность к подражанию — характерная черта человеческой природы и свойство за­кона воздействия. Во всей истории проявляется этот закон воздействия учителей и вообще носителей знания на своих учеников и последователей, так что любой легко может убедить­ся, что такое влияние есть естественный закон.

Мы упоминаем о воздействии учителей на учеников как о конкретном факте, действующем через естественные законы, затем, чтобы изобразить вам более ясно реальность и силу «сверхприродной преизбьггочности», с которой в нас действует влияние Благодати, даваемой нашим Вождем и Учителем. Закон воздействия требует уподобления тому, кого мы обычно почитаем и любим.