Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

, потому что в таком случае Бог осеняет их Своей Благодатью и через Свои нетварные энергии вступает с ними в непосред­ --- 1 Авва Исайя, Слово 16, 6 //Добротолюбие, т. 1, с. 348. 2 Ср.: прп. Никита Стифат, Житие, 4 // Прп. Симеон Новый Богослов, прп. Никита Стифат. Аскетические Произведения, с. 100. См. также: прп. Марк Подвижник, 200 глав о духовном законе, 69 // Добротолюбие (в рус. пер.), т. 1, с. 526.

  ственное общение, то есть встречается с ними лично. Это, так сказать, центр круга, очерчи­вающего все наши движения. Поэтому мы и настаиваем — конечно, не мы убогие, а наши богоносные Отцы, принявшие волю Божию и знающие ее — что невозможно проводить жизнь во Христе одним лишь копированием добрых дел, без личных отношений и общения с божественной Благодатью.

Острота совести, упорядочивающая дела, и горячая устремлен­ность к любви Божией, посредством которой все приводится в движение, привлекают боже­ственную Благодать и возобновляют общение с ней. Так люди достигают совершенства и одновременно искушают, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Это слово апостола Павла, в котором выражается долг каждого христианина, хотя и отно­сится ко всем верующим вообще, однако особенное отношение имеет к монахам.

Их долг — и они имеют к этому все условия — наблюдать во всех подробностях за своей жизнью ради достижения совершенной воли Божией, чтобы, так сказать, не только свою практическую деятельность подчинить Христу, но и пленить весь разум в послушание Христово (2 Кор. 10, 5). Потому что, согласно св. Григорию Нисскому, «оставляет Христа тот, кто становится чу­ждым Ему или через мысль, или через дело, или через слова»1 . Также и св.

Василий Великий в одном из своих писем говорит: «Ибо если нам еже жити Христос (Флп. 1, 21), значит и слово наше должно быть о Христе, и мысль и всякое действие должны быть обусловлены Его заповедями, и душа наша должна преображаться в Его образ»2 . Мы достаточно отмечали важность нашей внутренней деятельности, начиная с мысли и кончая произведением мысли, подчеркивая всегда, что вся она направлена к встрече с Бо­гом.

Однако мы все-таки задержимся на этой теме, чтобы вам стало еще понятнее, как все это происходит. Общение и единение с Богом, суть которого выражена в словах Спасителя: Аз и Отец Мой приидема и обитель у него сотворима (ср. Ин. 14, 23) — совершается не нами, хотя че­ловек содействует этому через свой полный внутренний отклик на божественную волю.

Но выполнение и воплощение этого общения совершает Бог. Такое общение называется От­цами либо бесстрастием, либо обожением. Великий святой, преподобный Максим Исповед­ник, так это определяет: «Мы пассивно испытываем обожение как сущее по Благодати пре­выше естества, а не деятельно производим его, потому что не обладаем силой, способной по природе вместить обожение»3 .

Богообщение это, будучи боголепно и совершаясь по Благодати Божией, не имеет ха­рактера прерывного общения: оно постоянно и достоверно, поэтому не оставляет простран­ства для изменчивости и остановок в совершаемой по совести жизни во Христе. В этом за­ключается и так толкуется чистота превосходящего нашу природу святоотеческого опыта жизни.

Согласно этому опыту, к нашему долгу относится не только забота о времени, в про­должение которого мы совершали практические действия, но и то время, когда мы отдыхали от дел, будучи как люди подвержены неукоризненным жизненным страстям4 . Когда с вами беседовал посетивший нас совсем недавно Старец, о. Ефрем Катунакский, он, если помните, сказал, что от степени нашего внимательного поведения в течение дня зависят мечтания и сновидения, которые у нас появятся во сне.

И пусть вам, по вашей юношеской неопытно­сти, это не кажется странным, потому что становление по образу Христа, к чему мы устрем­лены по Благодати Его, заключено, согласно Павлу, в следующих словах: Аще кто во Хри­ --- 1 Св. Григорий Нисский, О христианском совершенстве к Олимпию монаху. PG 46, 284. Ср. рус: Что значит имя христианин, с. 51. 2 Св.

Василий Великий, Письма к разным лицам, 159 (К Евпатерию и к его дочери). PG 32, 620. Ср. рус: Творения, т. 3, с. 178. 3 Этот отрывок содержится в схолиях (комментариях), которые по видимому принадлежат самому прп. Максиму (С. Л. Епифанович: цит. изд., с. 11). Прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 22. TLG 2892/001. Ср. рус: Творения, кн. II с. 240 (Схолия, 10 сноска.

К сожалению, в данном издании — «Мар-тис», 1994 — схолии самого святого отца напечатаны в конце книги в разделе «комментарии» вместе с приме­чаниями издателей и переводчиков). 4 О неукоризненных страстях см. прим. на с. 243.   сте, нова тварь (2 Кор. 5, 17). То же самое примерно пишет в своих Оглашениях св.

Иоанн Златоуст: «Ибо мы приобретаем новое и обновленное гражданство, поэтому нам подобает поступать соответственно этому гражданству, чтобы не оказаться недостойными его»1 . Возможно, кто-то думает, что соблюдение акривии, на которой так акцентируется вни­мание в святоотеческой письменности, лишает свободы, но такая точка зрения основывается на современных критериях всеобщего отступничества.

На самом деле в этом и состоит сво­бода личности, потому что только так стоит и движется разумная природа в своей обращен­ности к конечному назначению. Особенностью нашего природного устроения является то, что мы — разумные существа и благи «в силу сопричастности», значит в благе и только в благе мы успокаиваемся и становимся счастливыми. Каково, однако, это благо в своем существе?