Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Иными словами, всеобщая заповедь о любви раскрывается только через точное послушание. Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин. 14, 15). Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин. 14, 21). Аще кто любит Мя, слово Мое соблю­дет (Ин. 14, 23). И не любяй Мя, словес Моих не соблюдает (Ин. 14, 24). Забытая тайна послушания, познание которой пренебрегается современным человеком, живущим по законам апостасии, — это ключ, открывающий блага вечной жизни.

Сын Бо­жий, ставший послушным до смерти, Своим примером явил единство всех, ангелов и людей, в Теле Своей Церкви. Он был принесен в жертву за всех нас, подчинился Богу Отцу в проти­воположность нашему противлению и преслушанию. Его послушание, дошедшее до жертвы за других, то есть за нас, явилось благороднейшим деянием, какое только может вместить наше воображение.

Послушание такой глубины могло быть осуществлено только боголеп-ным величием Единородного Сына — этого Отеческого Сияния (см. Прем. 7, 26; Евр. 1, 3), добродетель Которого покрыла Небеса. Послушание есть не что иное как «тело» любви1 , если, конечно, возможно в словах вы­разить эту всеобщую добродетель. Любовь в ее конкретной форме — это служение, жертва, --- 1 В выражении «тело» любви (

τό σωμα της αγάπης) содержится двойной смысл: тело как нечто такое, на чем добродетель любви пребывает, от чего она получает существование; и тело как указатель на нечто сущностное, реальное, через что любовь выражается, в чем она живет. Иными словами, в этом изречении указыва­ется, что любовь, во-первых, порождается послушанием, имеет послушание своим основанием, и во-вторых, через послушание любовь получает свое реальное бытие, осуществляется.

    энергия; и только через послушание она выражается и воплощается. Вот почему послушание было свыше и изначально догматически установлено для природы разумной твари, и его ис­кажение привело к нарушению равновесия во всем творении. Но по моему смиренному мнению, если бы даже для послушания не было таких важ­ных причин, как мы описали, оно все равно было бы достойно, чтобы мы его выполняли только и только потому, что его соблюл наш сладчайший Иисус — средоточие нашей любви и почитания.

Послушание делается желанным и приятным в сочетании с любовью, которую нам преподал Господь как новую основную заповедь, как признак и символ нашей христиан­ской идентичности. И поскольку все существующее пришло в негодность через преслушание, очевидно, что оно возвращается к гармонии через послушание. Ведь и Сам Господь, приняв на Себя послушание, ясно возвещает о том, какая в нем заключена победа: Дадеся Ми всяка власть на Небеси и на земли (Мф. 28, 18).

Кроме всего этого, послушание служит причиной божественных откровений человеку и является в то же время их проводником. Это давно известно и от наших Отцов. Поэтому-то Господь и говорит нам: Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век (Ин. 14, 15-16). Это как раз характеризует по­слушание как «проводника» Благодати, потому что в нем начинается и в нем заканчивается все таинство нашего возвращения к Богу и воскресения.

В общественной среде послушание Богу осуществляется через закон и заповеди. Так объяснял и Честной Иоанн Предтеча, проповедуя народу о покаянии. Способ общения в по­слушании предполагает перенос личности ближнего в свое сердце через практическое осу­ществление любви, распознавание воли своего брата и исполнение ее как своей собственной воли.

Такое расширение своего сердца, когда мы вмещаем в себя своего ближнего через практическое осуществление его воли, таинственно переносит нас в область чаемого вселен­ского единства, о котором Господь молился, да вси едины будут (Ин. 17, 21). Тогда может быть осуществлена и самая трудная заповедь Евангелия: Любите врагов ваших (Лк. 6, 27). При правильном совершении послушания в отношении ближнего развивается способ­ность восприятия воли Божией.

Через посредство послушания человек учится подлинному образу общения не только с Богом, но и с людьми. Принимая волю брата через любовь в служении, человек с необходимостью учится полностью жить жизнью как отдельного ближнего, так и всех своих ближних. Таким образом он переносится из своего малого инди­видуального пространства и узости в область вселенского и вечного бытия.

Человек, ставший по своему образу существования вселенским, приобретает опыт ви­деть нужды всего, скорбей и смерти, и его любовь понуждает его переживать чужое как свое собственное. Любовь заставляет его молиться о других с большой скорбью, как будто о сво­ем личном несчастье, желая их утешения. И вот тогда любите друг друга (Ин. 13, 34) и лю­бите врагов ваших (Лк. 6, 27) становится естественным состоянием.

Так разрешается про­блема человека, ищущего мира и единомыслия в лабиринте удушающего индивидуализма и своекорыстия. Своей энергией и силой послушание избавляет человека от духовного вакуума индиви­дуализма и замкнутости на своем «я». Оно вводит его в широту и высоту всеединства любви, туда, где всяческая и во всех Христос (Кол. 3, 11). Индивидуализм и своекорыстие были пер­выми движущими силами падших разумных существ.

Затем преслушание, как их внешнее выражение, обрушило на них все несчастье греха, из-за которого от начала и до конца вре­мен страдало и будет страдать все творение. Отсутствие послушания в человеческой душе обнаруживает, что она внутренне больна. Это именно та болезнь, которая от начала и до конца мира особенно ярко будет проявляться у всех совершителей человеческих бед и несчастий, разделений и разногласий, которые по­истине и сами не входят и входящим возбраняют (см. Лк. 11, 52).

Согласно православному Преданию, послушание имеет разные уровни, в соответствии с духовным ведением его делателей, и это относится не только к качеству послушания, но и к мотивам, из которых оно исходит. Например, немощные, которые не познали любовь Божию, совершают послушание из страха перед наказаниями и вообще суда Господня. Стоя­щие выше предпочитают послушание из-за награды и выгоды, ожидая воздаяния, согласно обетованию.