Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Иными словами, всеобщая заповедь о любви раскрывается только через точное послушание. Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин. 14, 15). Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин. 14, 21). Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 23). И не любяй Мя, словес Моих не соблюдает (Ин. 14, 24). Забытая тайна послушания, познание которой пренебрегается современным человеком, живущим по законам апостасии, — это ключ, открывающий блага вечной жизни.
Сын Божий, ставший послушным до смерти, Своим примером явил единство всех, ангелов и людей, в Теле Своей Церкви. Он был принесен в жертву за всех нас, подчинился Богу Отцу в противоположность нашему противлению и преслушанию. Его послушание, дошедшее до жертвы за других, то есть за нас, явилось благороднейшим деянием, какое только может вместить наше воображение.
Послушание такой глубины могло быть осуществлено только боголеп-ным величием Единородного Сына — этого Отеческого Сияния (см. Прем. 7, 26; Евр. 1, 3), добродетель Которого покрыла Небеса. Послушание есть не что иное как «тело» любви1 , если, конечно, возможно в словах выразить эту всеобщую добродетель. Любовь в ее конкретной форме — это служение, жертва, --- 1 В выражении «тело» любви (
τό σωμα της αγάπης) содержится двойной смысл: тело как нечто такое, на чем добродетель любви пребывает, от чего она получает существование; и тело как указатель на нечто сущностное, реальное, через что любовь выражается, в чем она живет. Иными словами, в этом изречении указывается, что любовь, во-первых, порождается послушанием, имеет послушание своим основанием, и во-вторых, через послушание любовь получает свое реальное бытие, осуществляется.
энергия; и только через послушание она выражается и воплощается. Вот почему послушание было свыше и изначально догматически установлено для природы разумной твари, и его искажение привело к нарушению равновесия во всем творении. Но по моему смиренному мнению, если бы даже для послушания не было таких важных причин, как мы описали, оно все равно было бы достойно, чтобы мы его выполняли только и только потому, что его соблюл наш сладчайший Иисус — средоточие нашей любви и почитания.
Послушание делается желанным и приятным в сочетании с любовью, которую нам преподал Господь как новую основную заповедь, как признак и символ нашей христианской идентичности. И поскольку все существующее пришло в негодность через преслушание, очевидно, что оно возвращается к гармонии через послушание. Ведь и Сам Господь, приняв на Себя послушание, ясно возвещает о том, какая в нем заключена победа: Дадеся Ми всяка власть на Небеси и на земли (Мф. 28, 18).
Кроме всего этого, послушание служит причиной божественных откровений человеку и является в то же время их проводником. Это давно известно и от наших Отцов. Поэтому-то Господь и говорит нам: Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век (Ин. 14, 15-16). Это как раз характеризует послушание как «проводника» Благодати, потому что в нем начинается и в нем заканчивается все таинство нашего возвращения к Богу и воскресения.
В общественной среде послушание Богу осуществляется через закон и заповеди. Так объяснял и Честной Иоанн Предтеча, проповедуя народу о покаянии. Способ общения в послушании предполагает перенос личности ближнего в свое сердце через практическое осуществление любви, распознавание воли своего брата и исполнение ее как своей собственной воли.
Такое расширение своего сердца, когда мы вмещаем в себя своего ближнего через практическое осуществление его воли, таинственно переносит нас в область чаемого вселенского единства, о котором Господь молился, да вси едины будут (Ин. 17, 21). Тогда может быть осуществлена и самая трудная заповедь Евангелия: Любите врагов ваших (Лк. 6, 27). При правильном совершении послушания в отношении ближнего развивается способность восприятия воли Божией.
Через посредство послушания человек учится подлинному образу общения не только с Богом, но и с людьми. Принимая волю брата через любовь в служении, человек с необходимостью учится полностью жить жизнью как отдельного ближнего, так и всех своих ближних. Таким образом он переносится из своего малого индивидуального пространства и узости в область вселенского и вечного бытия.
Человек, ставший по своему образу существования вселенским, приобретает опыт видеть нужды всего, скорбей и смерти, и его любовь понуждает его переживать чужое как свое собственное. Любовь заставляет его молиться о других с большой скорбью, как будто о своем личном несчастье, желая их утешения. И вот тогда любите друг друга (Ин. 13, 34) и любите врагов ваших (Лк. 6, 27) становится естественным состоянием.
Так разрешается проблема человека, ищущего мира и единомыслия в лабиринте удушающего индивидуализма и своекорыстия. Своей энергией и силой послушание избавляет человека от духовного вакуума индивидуализма и замкнутости на своем «я». Оно вводит его в широту и высоту всеединства любви, туда, где всяческая и во всех Христос (Кол. 3, 11). Индивидуализм и своекорыстие были первыми движущими силами падших разумных существ.
Затем преслушание, как их внешнее выражение, обрушило на них все несчастье греха, из-за которого от начала и до конца времен страдало и будет страдать все творение. Отсутствие послушания в человеческой душе обнаруживает, что она внутренне больна. Это именно та болезнь, которая от начала и до конца мира особенно ярко будет проявляться у всех совершителей человеческих бед и несчастий, разделений и разногласий, которые поистине и сами не входят и входящим возбраняют (см. Лк. 11, 52).
Согласно православному Преданию, послушание имеет разные уровни, в соответствии с духовным ведением его делателей, и это относится не только к качеству послушания, но и к мотивам, из которых оно исходит. Например, немощные, которые не познали любовь Божию, совершают послушание из страха перед наказаниями и вообще суда Господня. Стоящие выше предпочитают послушание из-за награды и выгоды, ожидая воздаяния, согласно обетованию.