Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в бессмертие (1 Кор. 15, 53), пото­му что любы Божия излияся (Рим. 5, 5), дабы все и вся освятить. Кто в себе ощутил полноту этой божественной любви, тот уже не имел страха, но радовался во страданиих своих (ср. Кол. 1, 24), имел дерзновение и желание паче отыти от тела и внити ко Господу (2 Кор. 5, 8).

Не отменяя необходимость выполнения других заповедей, Господь наш объединил их в одну, в заповедь любите друг друга (Ин. 13, 34; 15, 12; 15, 17), сказав, что в заповеди о любви весь закон и пророцы висят[9] (Мф. 22, 40). После того как мы увидели те свойства, через которые выражается любовь, посмотрим теперь, как и нам получить эту добродетель.

В нашей природе, кроме способности к разумному суждению, посредством которой мы мыслим и действуем, преобразуясь из плохих в хороших и из хороших в лучших, существует и другая способность, в равной степени содействующая нашему изменению: это способность к подражанию. Мы все подвержены посторонним влияниям: образцы характеров, качества, состояния других людей и вообще вся окружающая среда воздействуют на нас, и часто мы, сами того не желая, становимся тем, что вокруг нас.

Святой Исаак Сирин говорит в одном из своих Слов, что «сердце человека формируется посредством внешних образов»[10] . Апостол Павел отметил это и рекомендовал ученикам быть внимательными, потому что тлят обычаи благи беседы злы (1 Кор. 15, 33). Но наибольшее внимание он направлял к наглядному обучению христиан и побуждению их подражать первоначальному добру.

Вы­нужденный часто доказывать, что он истинный апостол, в отличие от лжеапостолов, он, сам того не желая, открыл нам глубину своего совершенства, упомянув, что облачен в образ Не­бесного Человека. Он был точным воспроизведением Первообраза, Христа Бога нашего, Ко­торый преобразил его по Своему подобию, вследствие чего и жил целиком в нем (см. Гал. 2, 20).

И если бы кто спросил, как такое можно осуществить на практике, апостол Павел кратко ответил бы, что он подражал своему Господу Иисусу Христу, поэтому и вы, сказал бы он, подражателе мне бывайте, якоже и аз Христу (1 Кор. 11, 1). Итак, вот способ преуспеяния. Это «охристовление» человека достижимо во всей полноте, потому что мы, живущие в эпоху Нового Завета, в отличие от тех, кто жил во времена Ветхого Завета, откровенным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа (2 Кор. 3,18).

Мы прямо и постоянно, без ограничений и перерывов, долж­ны взирать на славу Господа нашего, на Его жизнь, на то, что Он говорил и что делал на зем­ле, на Его божественный нрав, и не сомневаться в том, что Дух Господень преобразит нас и уподобит нашему Прообразу. Кроме способности к подражанию, присущей нашему характеру и могущей, как мы ви­дели, помочь нам достигнуть доброго изменения, существует и нечто более тонкое и более действенное: это закон воздействия.

Так как мы склонны к переменам и изменчивости, по­сторонние воздействия могут сильно влиять на нас и соответствующим образом изменять. Закон воздействия более силен передать нам то, чему мы восхищаемся в личностях других людей. Если мы обратим внимание, мы увидим что в нас, в наших характерах, часто обнару­живаются виды и обличья того, что нас окружает: мы в этом смысле напоминаем зеркала, отражающие на своей поверхности то, что находится напротив. Возьмем один пример.

Когда мы окажемся рядом с человеком добродетельным, благопристойным, кротким, мудрым, бла­городным, тогда сами собой и мы, почти не чувствуя перемены состояния, становимся бла­городными, доброжелательными, приветливыми. Это означает, что здесь на наш характер оказал влияние закон воздействия. Но все это относится к законам естественным. Мы же обратим свое внимание на вещи более высокие, которые весьма отстоят от немощных законов природы, на те, в которых дей­ствует превышающая природу Благодать Божия, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая»[11] .

У нас, верующих, интересы сосредоточены не на слабых и бедных формах человеческих достижений — мы познали их, испробовали и почитаем теперь за «отбросы» перед превосходящим богатством Благодати Христовой (ср. Флп. 3, 8). Истинные христиане должны взирать откровенным лицем на черты характера Господа нашего Иисуса, и тогда чу­до совершится. Вся наша жизнь слагается из различных энергий и моментов самовыражения: если каждую из своих энергий мы сможем соотнести, как со своим первообразом, с соответ­ствующими энергиями Господа нашего, тогда все наше существо тоже изменится.

Сила доб­ра, которое всегда изобилует в нашей разумной природе, есть мощный притягивающий «магнит». Но все-таки это изменение есть, главным образом, дело Благодати. Апостол Павел, ис­пытавший действие совершившегося с ним изменения, подчеркивает, как мы видели: якоже от Господня Духа. За пределами естественного закона воздействия присутствует Благодать Господня, которая исцеляет всякую немощь и восполняет всякий недостаток; она-то и осу­ ществит со властью это преображение.

Если вы зайдете в фотоателье, во внутреннем поме­щении, где работает фотограф, вы увидите нечто аналогичное тому, что мы обсуждаем. Вы увидите, что фотограф, проявив негатив, кладет на определенном месте внизу под аппара­том, подгадав нужное расстояние, специальную фотобумагу, которая предназначена для пе­чати. Когда все будет готово, фотограф включает аппарат, и лучи, проходя через негатив, отображают на бумаге во всех деталях очертания образа с негатива.

Никто не трогает фото­бумагу и ничего не рисует на ней. Достаточно того, чтобы она была чистой и лежала в пра­вильном положении, после чего лучи, проходя через негатив, сами отображают все нужные очертания. Итак, нечто подобное произойдет и с нами, если мы предоставим Благодати дей­ствовать в нас. Исключим воздействие на нас посторонних вещей и обратим в простоте все свои поры­вы и устремления к Иисусу, и этого будет достаточно, чтобы совершилось чудо.

Необходим и подвиг во всех его видах, необходимо использование всех своих способностей и талантов, но наш характер никто и ничто не сможет изменить, кроме Самого Иисуса. Преизбыточная любовь заставила Его принять образ раба и стать таким же, как мы, чтобы мы стали такими, как Он, в Духе Святом. Если мы захотим в нашей жизни и в наше время исполнять особые виды подвигов зло-страдания, которые совершали наши Отцы, мы постоянно будем чувствовать свою немощь и недостаточность.