«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
4. В борьбе с врагом все средства хороши?
В борьбе с духовными врагами хороши духовные средства, не противоречащие опыту Церкви и правилам Святых Отец.
5. Как часто можно причащаться и от чего это зависит?
Это решается индивидуально духовником, который вас хорошо знает и следит за вашей духовной жизнью.
6. Батюшка, почему первое посещение отчитки в вашем храме по-разному действует на болящих?
На ваше действие враг отвечает своим противодействием. Об этом любит напоминать о. Николай Гурьянов с о. Залита. Вы пришли в храм, обратились к Богу за помощью, и врагу нашего спасения это очень неприятно. Особенно, если до этого посещали бабок, экстрасенсов и целителей. Противник принимает ответные меры в зависимости от вашего внутреннего устроения, тех страстей, которым вы подвержены.
Примеры:
1) Человек не церковный, в храме почти не бывал, а тут нужда заставила. По характеру весел и общителен, любит компании, сейчас занимается бизнесом. Раз или два побывал на молебнах, исповедовался и причащался, враг отступил: полегчало, да и намного лучше стал себя чувствовать. Все. Такого “орла” мы больше не увидим в храме, если только не забежит сказать спасибо. А болезнь далеко не побеждена, и враг свое наверстает: духовной работы-то над собою никакой не произведено, положено только начало, и то робкое. Но у такого человека надолго останется чувство удовлетворения и гордости за достигнутые успехи.
2) Женщина эгоистична, самовлюбленна, болезненно относится к малейшим замечаниям, нетерпелива. Враг ожесточается, старается причинить большую боль, а мысленно внушает: не помогает, только хуже. Объяснения на таких людей очень слабо действуют, им нужен эффект сразу, немедленно, и ждать они не расположены. Тут бывают и жалобы архиерею и всякие угрозы.
3) И третий случай, когда болящий осознает глубину своего духовного падения, желает исправления и вверяет себя в волю Божию. Здесь враг будет пытаться по-разному влиять, используя то одни, то другие методы.
7. Почему бесы устами болящих называют себя князьями, королями, атаманами?
Игумен Марк, духовник Московского Симонова монастыря, так отвечает на этот вопрос: “Хотя падшие духи и связаны вечными узами и блюдутся на суд великого дня (Иуд., 6), но гордость заставила их образовать какое-то свое темное царство, в котором находятся различные чины и степени, начальства и подчиненные. О царстве злых духов ясно говорит Иисус Христос: “Аще сатана сатану изгонит, на ся разделился есть: како убо станет царство его?” (Мф., 12,26). Что не все падшие духи равны между собой и что у них есть различие и соподчинение, об этом говорит Иисус Христос: “Если нечистый дух найдет место в человеке, из которого он был изгнан, незанятым, то возвращается назад, причем приводит с собою еще семь бесов, злейших себя” (Лук., 11, 26). Есть, значит, у них различие по силе злобы. В слове Божием твердо установлено также и различие их со стороны внешних отношений, есть у них начальники и подчиненные... Св. Ап. Павел различает между злыми духами — начала, власти и миродержителей тьмы века сего (Кол. 2, 15; Еф. , 12), т.е. называет их, между прочим теми самыми словами, которые обозначаются разные степени мира ангельского (Кол., 1, 16). Ясно, отсюда, что злые с сохранили отношения между собой в той градации и в том виде, в каком были эти отношения до падения, но только теперь их деятельность приняла другое направление — злобное Прежде между ними различие устанавливалось по степени преуспеяния каждого в добре, теперь же оно основывается на степени преуспеяния каждого во зле...
“Разность злых духов”, — говорит Преп. Иоанн Кассиан, — зависит от разности совершенств, которые получили они при сотворении, и от разности успехов во зле. Причина разности открывается та, что эти различия чинов, которые злые власти имеют подобно святым небесным силам, они и ныне удерживают или от степени прежнего чина, в котором всякая власть сотворена, или они сохранили между собою эти степени и названия чинов с противной стороны — от степени своей злости, в которой каждая власть возросла, делая зло”. [Иг. Марк, “Злые духи и их влияние на людей”, стр. 40-41, 41-42.]
Но бывает, что они хвастаются тем, чего не имеют, приписывают себе то, чем не являются. Обращать вам на это внимание не надо: враг есть враг, и его надо гнать.