«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Надо сказать, что роль слез очень значительна в нашей духовной жизни. Недаром мы каждый вечер взываем: “Даждь ми слезы, память смертную и умиление”.

Отец Иоанн Кронштадтский говорил: “Слезы имеют силу очищать скверну сердца нашего, а страдания нужны потому, Что через страдания спасительно стесняется греховная широта сердца, а от стеснения сердца всегда легче льются слезы”.

Главные же слезы покаяния, этими слезами плакал ап. Петр после отвержения от Христа. К этим слезам прежде всего относится и 2-я заповедь блаженства: “Блаженни плачущие, ибо они утешатся”.

Говорят, что когда встречались два пустынника, то прежде всего спрашивали друг друга: “Как твои слезы?”

Так что нам через духовника надо выяснить характер наших слез и плохое переменить на доброе.

57. Постоянно гневаюсь на детей, мужа...

Это признак болезненности души. Надо с этим бороться. Вот что говорит св. Григорий в слове о гневе: “Не дайте, братие, места гневу в себе, потому что муж гневливый благодати Божией не получит, ибо с высоты добродетели терпения он впадает в ров пагубной ярости. Какой из зверей настолько лют и неукротим, как муж гневливый и не удерживающийся от ярости? Что может быть хуже человека в гневе? Гнев приводит его в неистовство, делает безобразным и злым, и Дух Божий удаляется от такого.

Что делает человек гневливый? Сам собою не владеет, не помнит себя, от ярости делается подобным пьяному, не хочет знать даже делавших ему добро; ко всем привязывается, всех оскорбляет, хулит начальствующих. Всем противится, без ума многословит, клянет, бьет, ни перед кем не хочет покориться и не принимает слов от тех, которые его уговаривают; и его ярость подобна яду, который носят в себе гады ползающие. Возбесившсь от гнева, он, как пес, на всех лает, как скорпион, жалит и, как змея, пожирает.

Бегайте, братие, такого зла: ибо гневливый безчестит свой сан, позорит свои седины, его жертва Богу неприятна, и перед Ним оправдаться он не может”.

Вот почему бесы весьма уважают гнев, как верное орудие погубления людей.

Одному благочестивому иноку было видение: будто привели его Ангелы Божий к дверям преисподней и оставили там. Вот слышит инок за дверьми разговор бесов. Старший бес говорит:

— Ну, злые, выходите скорее на работу! Да смотрите мне, чтобы нынче побольше привели сюда душ человеческих. Вот, берите каждый себе оружие.

Тут бесы подняли страшную возню, шум и ругань, каждый кричал и требовал себе свое любимое оружие.

Тогда старший диавол зарычал, как сто кровожадных львов, и всех заставил смолкнуть. Потом говорит: