St. Luke of Crimea / Hurry to Follow Christ (Collection of Sermons) / (Library golden-ship.ru)

Нет никакой пользы в добрых делах, нет даже пользы в том, что жизнь свою отдадут за други своя, если нет любви всеобщей, любви ко всем людям. Откуда же всеобщая любовь? Она только от Бога: это дар Божией благодати. Такой всеобъемлющей любви нет у тех, которые не верят в Бога, которые не возлюбили Его всем сердцем своим и всею крепостью своею, кто не уверовал всем сердцем в Господа Иисуса и не возлюбил Его.

Есть люди от природы добросердечные, и именно потому они легко и естественно творят добрые дела. Но ведь есть и люди могучие, обладающие необычайной физической силой; есть люди, обладающие великой телесной красотой. Есть ли заслуга в том, что родились с могучей силой, родились красивыми, родились с добрым сердцем? Нет, заслуги в этом никакой нет: это дар, полученный от Бога при рождении, а Царство Божие надо заслужить.

Господь сказал: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12). Нужны подвиги, нужны усилия, нужно понуждение себя к добру, обращение от зла, от всякой неправды к правде, нужны усилия в творении добрых дел. И только тогда, когда великими и непрерывными усилиями очищаем сердце свое и привлекаем к нему благодать Божию, когда под влиянием этой благодати возгревается и разгорается в сердце нашем святая любовь, любовь всеобщая, любовь, лишенная ненависти к кому бы то ни было, — только тогда эта любовь в соединении с верой откроет нам путь в Царствие Божие.

Итак, недостаточно добрых дел, недостаточно учения о нравственности: нужна и религия, ибо только в религии, в вере в Бога, в общении с Богом мы получаем силу творить подлинное, полноценное в очах Божиих добро, а голая нравственность этого не дает, и очень ошибаются те, которые думают заменить религию одним учением о нравственности. Добро полноценное в глазах Божиих творят только те, которые просвещены Божественной благодатью, чье сердце стало вместилищем подлинной, всеобщей любви к людям, а прежде всего к Богу.

Вот почему сказал я в начале речи моей, что недостаточно одних добрых дел. Видите, что одними добрыми делами спастись невозможно, ибо если вера без дел мертва, то дела добрые без веры также мертвы. Помните же это, помните о том, что спасение душ ваших только в приобретении любви. Без любви ничто не имеет силы. А любовь только от Бога, ибо Господь Иисус Христос открыл нам величайшую тайну: что Бог есть любовь.

Как солнце есть источник всей жизни на земле, и всё живущее зависит от него своим существованием, так и Бог есть Солнце Правды, Солнце Любви, Солнце Добра; и только те, чьи сердца принимают эти Божественные лучи правды, только те могут спастись. Откройте же сердца ваши перед Богом, ибо благодать Божия и любовь Святая ниспосылаются только в те сердца, которые широко открыты перед Богом.

Почему требуется открыть сердца свои? Господь сказал в Откровении святого Иоанна Богослова: "Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною". (Откр. 3, 20). Если кто услышит, войду и буду пребывать в нем. Надо, чтобы все вы услышали этот стук Христов, надо, чтобы вы вняли словам Откровения Иоаннова и открыли сердца свои широко-широко.

It is necessary that grace dwell in your hearts, and they will become a temple of the Holy Spirit.     The Healing of the Gadarene Demoniac   on July 25, 1948   "And having called together the twelve, he gave power and authority over all demons, and to heal from diseases, and sent them to preach the Kingdom of God, and to heal the sick" (Luke 9:1-2).

Have you ever thought that the Lord sent His disciples not only to preach, but also to heal the sick? If so, if along with preaching He set the great work of healing the sick, then this work is one of the most important human affairs. After all, he did not say: "Preach the Gospel and teach how to organize state and social life" – not a word about it. He commanded them to heal diseases.

He assigned them two tasks: the medical work was placed along with the great work of preaching the Gospel. Why is it so, why did our Lord Jesus Christ Himself devote so much effort and attention to the healing of the sick and demon-possessed and the resurrection of the dead? Why did He also command His disciples to heal the sick? Because illness is the most grievous sorrow of humanity.

There are many terrible and painful illnesses, which completely distort a person's life, hinder his life and action, and plunge him into boundless sorrow, anguish, tears, and despondency. And God is merciful and commanded all of us first of all to do works of mercy, works of love. The healing of illnesses is the first of these works of mercy: it is a manifestation of our love and compassion for unfortunate sick people.

Blessed is the physician who undertakes the study of medicine not for profit, not for a well-fed life, but out of love for the sick, out of compassion for them, out of a desire to alleviate their bitter fate. Blessed is he, for he does one of the two deeds to which the Lord sent His disciples. How, however, could these simple people, the fishermen of Galilee, who learned nothing, who knew nothing, heal the sick, cast out even demons?

It is mysterious, incomprehensible, but the fact is that people who never studied healed all diseases. And our doctors, who have studied a lot, know a lot, know how to heal far, far from all diseases. How could they heal, how could they cast out demons from the possessed, how could they even raise the dead? This is difficult for non-believers to understand, and as it is difficult to understand, they brush aside the difficult question, saying that it is a fable. And it was!

The holy apostles healed all illnesses, healed the possessed. How and with what? They healed not with medicines, not with surgical operations, but in the name of Christ they healed the sick. How is it possible to heal the sick in the name of Christ? Perhaps, quite possibly. You should know that modern medicine is becoming more and more likely to assert that the nervous system, headed by the brain and spinal cord, not only controls the normal life of a person, but also his entire pathological life.