St. Luke of Crimea / Hurry to Follow Christ (Collection of Sermons) / (Library golden-ship.ru)

Этот закон Божий, этот завет Павлов забыт в наши дни. И страны, имеющие огромные запасы хлеба, огромные запасы других продуктов, не думают уделить избыток этих богатств другим странам, в которых люди страдают и умирают от голода. Недавно в Северной Америке уничтожены огромные количества картофеля, потому что цены на него упали, и фермеры не захотели продавать его дешево.

И вот они дьявольским образом уничтожили запасы картофеля, без которого погибают люди от голода и в Индии, и в Китае, и в Германии, разоренной после войны. Повсюду люди голодают, повсюду умирают от голода, а эти, забывшие завет Христов, уничтожили громадное количество картофеля и хлеба. Вместо того, чтобы богатства свои стремиться распределить равномерно между всеми, люди тратят громадные деньги на вооружение одних христиан против других.

Овладели уже атомной энергией, и, если бы это знание было использовано в целях мирных, должны были бы создаться такие богатства, что во всем мире устроилась бы обильная жизнь, никто бы не нуждался, не умирал с голоду, не выбивался из сил в тяжкой работе. Вместо этого атомную энергию используют на приготовление дьявольских атомных бомб, разрушающих сразу целые города и уничтожающих сотни тысяч людей.

Видите, как далеки мы, как далека христианская Европа от того, что было в блаженные времена, когда проповедовал святой апостол Павел. Как далеки люди от радости любви, которую проявили македоняне и тем привлекли благодать Святого Духа. Как ждет человечество этой благодати, как ждем мы, чтобы Бог благословил труды наши. Нельзя просто ждать: ждем и не дождемся.

Не дождемся потому, что заменили закон любви погоней за богатством, закон любви изгнан из сердец многих-многих людей. Надо, чтобы этот закон хоть в чьих-нибудь сердцах сохранился, надо, чтобы хоть в малом стаде Христовом не была забыта любовь, не была забыта помощь христианская, помощь всем братьям нашим, которые нуждаются в нашей помощи.

Хоть вы — малое стадо Христово, но сохраните в сердце этот закон, и тогда посетит благодать Святого Духа сердца ваши, как посетила она сердца христиан македонских.     О предопределении   23 июня 1947 г. Понедельник 3 недели по Пятидесятнице   В сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел разрешает трудный, тяжелый вопрос, который и вы, может быть, себе задавали: отчего так, что одни люди от самого своего рождения предназначены к вечной жизни и к вечному блаженству, а другие рождены и живут в неблагоприятных для спасения условиях, как будто от самого рождения отвержены Богом.

Он приводит слова Божии к великому пророку Моисею: "Кого миловать — помилую, кого жалеть — пожалею" (Рим. 9, 15). Бог знает, кого миловать и кого жалеть, кто достоин помощи, кто достоин благодати Его. Господь говорил фараону, который не хотел отпустить евреев из плена, который, несмотря на постигавшие Египет казни, упорствовал и проявил самое полное непослушание Боту: "Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле" (Рим. 9, 17).

Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает. Для того Господь Сам поставил его царем над Египтом, чтобы на нем всякому человеку, роду человеческому показать силу Свою, ибо проявил Он силу Свою, проявил власть над фараоном и всеми его людьми, когда страшной казнью принудил их отпустить народ Израильский. Это было сделано для того, чтобы проповедано было имя Божие по всей земле.

До сих пор проповедуется, читается Священное Писание, в котором описана великая власть Бога над непокорным фараоном. Итак, Бог кого хочет миловать — милует, кого хочет жалеть — жалеет. Фараон ожесточался больше и больше при повторных требованиях Моисея, ожесточался всё больше, и Господь попускал его ожесточение. "Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

Ты скажешь мне; "За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "Зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе" (Рим. 9, 18-23).

Властен горшечник делать из глины всё, что хочет: сосуды для высокого употребления и сосуды для низкого употреблениями кто сможет ему сказать: "Зачем ты сделал именно так?" Так и люди рождаются в различных условиях, с разными направлениями мыслей, чувств, с разными сердцами. Почему же рождаются люди такими? Почему не рождаются все кроткими, смиренными, с сердцем, открытым перед Богом?

Неужели полагаете, что Господь этого не хочет? Господь всех любит и всех желает спасти. Но весьма и весьма многие не желают спастись, не любят добро, возлюбили зло и неправду. И карает их Он Сам в жизни этой, покарает и вечными муками; и не только их Сам карает, но вы слышите каждый день в 102-м псалме радостные для нас слова: "Правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их" (ст. 18).

Господь благоволит весь род праведников миловать, благословение Его пребывает на роде святых, а гнев Его пребывает на роде нечестивых. Сам Господь установил великий завет наследственности телесной и духовной. Все животные наследуют от родителей формы тела, которые имеют родители. Знаем, что часто сын похож на отца или мать: это закон наследственности телесной.

Есть и закон наследственности духовной. Наследуем от родителей своих не только тело свое, но и душу, духовное наследие. Поэтому дети убийц, грабителей, тяжких прелюбодеев, блудников, пьяниц наследуют вместе с телом своим и нечистоту духовную, склонности родителей. От развратников, пьяниц, обагренных кровью людей рождаются люди, подобные им, с неискоренимыми задатками зла и неправды.