St. Luke of Crimea / Hurry to Follow Christ (Collection of Sermons) / (Library golden-ship.ru)

Помните, как относился Иисус Христос к мытарям и грешникам, помните, как поступил Он с Матфеем мытарем, как поступал Он с мытарями, блудницами, грешниками, и заслужил за это осуждение от фарисеев. Не будьте подобны фарисеям, будьте подобны во всем Господу Иисусу Христу!     Почему Господь говорил притчами?   8 июля 1947 г.

Вторник 5-й недели по Пятидесятнице   Господь наш Иисус Христос, как вы знаете, часто излагал учение Свое в притчах. И вот однажды, после великой притчи о сеятеле спросили Его ученики: "Для чего притчами говоришь им?" "Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют" (Мф. 13, 10-13).

Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а у не имущего отнимется и то, что имеет. Эти слова могут возмутить людей мирских, совсем не понимающих учения Христова: как так, богатому приумножится, а у бедного отнимется и то, что имеет? В устах Христовых эти слова имеют совсем иное значение. Тому, кто отверзет сердце свое к восприятию слов Христовых, кто решит идти за Христом, — умножит тому Бог благодать, дана будет ему премудрость понимания слов Христовых, воля, направленная к добру, власть и сила очищать сердце свое.

И духовные сокровища, которые он имеет, будут постоянно приумножаться Богом. Почему говорил Господь Иисус Христос притчами, это объясняет Он Сам: потому что люди, грубые сердцем, видя не видят и слыша не слышат и не разумеют. Потому что огрубело сердце людей сих. Люди мирские, люди далекие от жизни духовной, отвергающие интересы духовные, отвергающие интересы религии, никогда не вспоминают о Боге и не хотят ушами своими слышать всё то, что напоминает о Боге.

Они не склонны к восприятию духовной мудрости, их сердце огрубело, отолстело, покрыто жиром, обросло повседневными заботами — заботами только о теле своем, о том, чтобы прожить посытнее; их глаза и уши закрыты на всё, что напоминает о Боге. Они не терпят речей о Боге, о святом, о чистом, не терпят обличения в грехах своих, не хотят уйти из низшей области духа, предпочитают жить в ней, не хотят слышать указаний на то, что живут низкой жизнью.

Когда слышат проповедь о Боге, проповедь Евангелия, то это им невыносимо: видя не видят и глаза свои отвращают, уши затыкают. Что с ними делать? Открывать пред ними тайны Царства Божия всё равно, что метать бисер перед свиньями: они не воспримут святые слова. Люди мирские, люди с огрубелым сердцем совсем не хотят этих слов. Проповеди им говорить бесполезно, надо их заинтересовать, внимание их привлечь.

Господь Иисус Христос изобрел такое средство. Он говорил прикровенно: в притчах, в рассказах. И эти притчи заинтересовывали людей с грубым сердцем: они слушали эти рассказы и над ними задумывались. Если сами не понимали слышанного, старались расспросить у тех, кто понимал — спрашивали у апостолов и получали объяснение. Учение Христово, изложенное притчами, проникновенным образом изложенное, доходило до них, тревожило их сердце, обросшее жиром, потерявшее способность возноситься к Богу, подобно тому как ожиревшая птица теряет возможность высоко летать.

Так и эти несчастные с огрубевшим, отяжелевшим сердцем теряли способность возноситься к Богу, теряли способность понимать высшее. Господь сказал, что сердце должно понимать высшее. Не только умом воспринимают люди истину, а прежде всего всем сердцем своим — чистым сердцем. Истина открывается тем, у кого сердце открыто жаждет воспринять истину.

Так и вы откройте сердца ваши пред Богом, проникнитесь желанием слышать слово Божие, проникнитесь страстным желанием понимать все слова Божий. И если так настроите сердца ваши, сбудутся пред вами слова Христовы: "Кто имеет, тому дано будет и приумножится..." Да умножит же Господь наш Иисус Христос благодатное сокровище сердец ваших!

    Как действует благодать в сердце человеческом   9 июля 1947 г. Среда 5-й недели по Пятидесятнице   "Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою".

Иную притчу предложил Он им, говоря: "Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его". Иную притчу сказал Он им: "Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все".

Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира" (Мф. 13, 24-35). Это чрезвычайно важные для нас притчи Христовы: это изображение того, как подготавливается к Страшному Суду весь род человеческий, как зреет в нем, Царство Божие.

Господь засеял добрым семенем поле Свое — весь мир засеял. А диавол сеет плевелы. Вы знаете, что землепашец поступает с ними не так, как поступил Господь: считает необходимым полоть поле, вырывать плевелы, которые мешают расти пшенице; они высасывают соки из земли, благодатные соки, которые должны питать только пшеницу. А Господь поступает не так: плевелы не исторгает, оставляет расти вместе с пшеницей, расти до Страшного Суда — и тогда пошлет Ангелов Своих полоть поле Свое, повелит выдернуть плевелы, связать в связки и сжечь огнем вечным.