St. Luke of Crimea / Hurry to Follow Christ (Collection of Sermons) / (Library golden-ship.ru)

Знайте и помните, что всегда надо бороться с бесами. Помните слова святого апостола Павла в послании его к Ефесянам: "Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его" (6, 10). В этой борьбе против бесов, борющих вас, есть единственное укрепление — Господь и могущество силы Его, пред которым преклоняются все бесы.

"Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (ст. 11-12). Начальствами, властями, миродержателями века сего называет апостол Павел диавола и бесов.

"Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять" (ст. 13). Чтобы устоять в тот злой день, когда вселятся в сердце ваше бесы, когда вы ярились от злобы и оскорбляли ближних своих, досадовали на них и измышляли, как погубить их. "Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню справедливости" (ст. 14).

Препоясаны должны быть истиною, истиною Христовой. Вы должны быть, как в стальную броню, одеты в броню праведности и святости. "И обув ноги в готовность благовествовать мир" (ст. 15). И чтобы всегда стремились вы, чтобы всегда готовы были ноги ваши идти туда, где нужно благовествовать мир, а не злобу сеять. "А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого" (ст. 16).

Щит веры, непоколебимой веры в Господа Иисуса Христа, во Святую Троицу — это щит, о который сломаются и угаснут все стрелы, которые шлет лукавый. "И шлем спасения возьмите (того спасения, которое даром получено от Господа Иисуса Христа), и меч духовный, который есть слово Божие" (ст. 17). Знаем, как Господь Иисус Христос отразил сатану, который искушал Его в пустыне, словами из Святого Писания.

Священное Писание, слово Божие, есть тот меч, которым и мы можем поразить врага духовного. "Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом" (ст. 18). Молитва, как ничто другое, защищает нас от бесов. "Старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых" (ст. 18). Не только о себе — молитесь о всех ближних ваших, о всех тех христианах, которые стремятся идти по пути Христову.

"И о мне, дабы мне дано было слово устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования" (ст. 19).     О суетности славы человеческой   5 сентября 1947 г. Пятница 13-й недели по Пятидесятнице   Вы слышали чтение Евангельское о воскрешении Господом Иисусом Христом дочери Иаира, начальника синагоги. Это одно из важнейших чудес Христовых.

Удивительно просто сотворил Господь это чудо: подошел к мертвой девочке, взял ее за руку и сказал: "Девица, встань!" (Лк. 8, 54.) И она поднялась и села... Свидетелями этого чуда были только избранные апостолы Христовы: Петр, Иаков и Иоанн — и родители этой девочки. Им, родителям, Господь строго сказал: "Смотрите, не сказывайте никому о происшедшем".

Почему Он запретил говорить повсюду о Своем чуде, славить Его среди людей? Ему не нужна была слава человеческая. Он действовал в течение всей земной жизни по глубочайшим велениям Своего Божественного сердца, исполнял то, что от века было предначертано Ему исполнить. Он так был углублен в Себя, так всецело поглощен величием Своих дел, что Ему совершенно не нужна была похвала людей, слава людская.

Он знал, что Ему присуща Божественная слава, а таким постоянным запрещением разглашать о чудесах Он нас научил тому, что мы не должны гоняться за похвалами человеческими, за славой человеческой. А мы? Как любим мы эти похвалы, как жаждем их! Как изощряем слух свой, чтобы жадно хватать слова, содержащие нам одобрение, всякое выражение уважения к нам: ничем так не дорожим, как похвалой и славой.

Святой апостол Павел говорит, что слава человеческая ничтожна, суетна, и не ее должны мы искать. Мы должны во всем и всегда руководствоваться страхом Божиим и глубочайшими велениями совести нашей. И если так будем настроены, если побуждать будет нас к действию только страх Божий, только желание стать выше в очах Божиих, то не будем искать похвалы человеческой, как не искали ее все святые.

Они не только не искали похвал, а избегали их всеми силами, ибо говорили, что похвала и слава вредны душам нашим; что если человек слышит всегда похвалы себе, видит выражение уважения к нему, то считает цель свою достигнутой, и ослабевает его рвение о славе Божией, о служении вечной правде. Становится он тщеславным, славолюбивым, а тогда постепенно теряет свое достоинство.

Естественным последствием этого бывает уменьшение похвал от людей: люди чувствуют, понимают, что это искатель похвал, и уменьшается и теряется в конце концов их уважение к нему. А когда иссякнет похвала от людей, он становится самохвалом, а это отвратительно в очах людей: всякое самопревозношение людям противно. Святые считали опасными и вредными для сердца своего все похвалы людей, всю славу человеческую, избегали их; уходили в леса и пустыни, чтобы не слышать суетных похвал.

А мы не так, не помним слов, сказанных Господом Иисусом Христом: "Когда исполните все повеленное вам, говорите: "Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк. 17, 10). Мы обязаны творить добро ближним своим, обязаны идти путем правды, и если эти обязанности исполняем, то должны чувствовать себя рабами ничего не стоящими, только исполнившими свой долг.