St. Luke of Crimea / Hurry to Follow Christ (Collection of Sermons) / (Library golden-ship.ru)

Это ли не полное отвержение Владыки Бога нашего Господа Иисуса Христа?! Далее святой апостол напоминает о том, как Бог покарал древних иудеев, вышедших из египетского рабства и роптавших в пустыне, на пути в землю Ханаанскую; и не только роптавших, а потребовавших, чтобы сделал им Аарон идола — золотого тельца. Напоминает о тех бедствиях, которыми покарал Господь древних евреев за это отступление, за эту развращенность; напоминает о том, "как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример" (ст. 7).

"Ходившие за иною плотию" — это значит, что Содом и Гоморра предавались мужеложеству и скотоложеству и, за это "подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример": так точно будет и с этими еретиками, "с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти" (ст. 8). Какие власти отвергают, какие высокие власти злословят?

Тех, кого поставил Бог во главе Церкви, тех, кого поставил епископами, — их злословят, им не подчиняются. "Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "Да запретит тебе Господь" (ст. 9). Мы не знаем точно, что это был за спор Архангела Михаила с диаволом о Моисеевом теле.

Древнее апокрифическое сказание говорит о том, что Архангел Михаил был предстоятелем при погребении тела Моисеева. Кто погребал, где, когда — неизвестно. Вероятно, погребали сами Ангелы. И тогда сатана вступил в спор, оспаривая свое право на Моисея: он указывал Михаилу Архангелу на то, что пророк Моисей убил египтянина; он хулил величайшего пророка Моисея.

Но Архангел Михаил, выслушав эти дерзкие хулы, не отвечал так, как отвечают обычно люди, не отвечал словами раздражения, словами осуждения, он смиренно сказал ему: "Да запретит тебе Господь". А эти еретики злословили то, чего не знали; совсем не так поступали, как Архангел Михаил: они "злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя" (ст. 10).

Так было в глубокой древности, так эти первые еретики злословили то, чего не знали, ибо не знали всего главного в Евангелии, не понимали учения Христова; создавали свое учение, полное лжи, а то, что свято, что от Самого Господа Иисуса Христа, то злословили. О них говорит, обращаясь ко всем христианам, и святой апостол Петр: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители" (2 Пет. 2, 1).

А разве вы не знаете, как много и теперь среди нас подобных этим злым еретикам ругателей, поносящих имя Христово, как много таких, которые злословят Его, не зная и не понимая; злословят Святое Евангелие, никогда не читавши его, только последуя тем, от кого слышали хулы и злословие. Так было, так происходит и так будет. "А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни" (Иуд. ст. 20-21). Аминь.

    Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы   "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя" (Лк. 1, 35). 1948 г.   Светом неизреченным озарился мир в сей благословенный день, день открытия глубочайшей тайны, в начале веков возвещенной первозданным людям Самим Богом при изгнании их из рая: "Семя жены сотрет главу змия".

К этой благодатной Жене, семя Которой должно было стереть главу змия, послан был с неба* святой Архангел Гавриил; послан был для того, чтобы возвестить Ей, что пришло время исполнения глубочайшего, таинственного пророчества Исайи: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог" (7, 14).

Предстал со страхом святой Архангел пред Той, Кого Бог избрал из всего рода человеческого, предстал с удивительным, необычайным приветствием: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!" (Лк. 1, 29.) Благодатной назвал... Кого из жен называли когда-либо благодатной, а Ее назвал святой Ангел полной благодати. "Благословенна Ты в женах" (Лк. 1, 28).

Между всеми, всеми женами, которые когда-либо были, которые когда-либо будут, Она одна благословенна. Приветствие изумительное, поразительное. Как же отнеслась к нему Пресвятая Дева? Она смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. Как было не смутиться, слыша такие необыкновенные слова, слыша, что Она над всеми людьми на недосягаемую высоту поставлена, что с Нею Бог, что Она благодатная.

Но Она молчала, как молчала всегда в жизни Своей, и было молчание Ее святым молчанием. Ее уста всегда были запечатлены печатью благодатного и святого молчания. Когда родился от Нее в пещере вифлеемской Тот, о Котором теперь возвещал Архангел, когда исполнилось дивное пророчество, Она тоже молчала, не испускала криков радости и ликования, и когда пришли пастухи, а позже волхвы с Востока на поклонение родившемуся от Нее Младенцу, когда услышала Она, что Ангелы святые возвестили им о рождении Спасителя мира, Она молчала и только слагала эти удивительные слова в сердце Своем.

Даже тогда, когда пришла Она со святым старцем Иосифом Обручником и Сыном Своим, двенадцатилетним Иисусом, в храм Иерусалимский для поклонения, и незаметно остался в храме Иисус, и не найдя Его, они должны были с пути возвратиться и 3 дня искали Его в городе; даже тогда, когда Она услышала слова, которые никто не мог произнести, кроме Сына Божия: "Зачем было Вам искать меня?

Или Вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" (Лк. 2, 49.), — Она молчала, но эти удивительные слова слагала в сердце Своем. Даже тогда, когда стояла Она у Креста Голгофского, видя страшные мучения Сына Своего, Она не вопияла, не рыдала, как свойственно слабому сердцу женщины. Она молчала. В скорбном молчании взирала Она на Сына Своего, тогда как сердце Ее раздиралось таким ужасным страданием, какого не знают люди. Она молчала...