С чув­ством национального самосознания он однажды воскликнул о себе: «Я... из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев» (Флп. 3, 4-5). Однажды, в порыве патриотических чувств, он воскликнул: «Что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9, 2-3).

Иными словами, он готов был сам находиться в аду, только бы знать, что родные его по плоти обрели спасение во Христе и со Христом, к чему (такой же неэгоистической религиоз­ности) призывает и нас словами: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4,16). А Сам Христос пришел в этот мир спасти «...людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21)

, призывая апостолов идти «наи­паче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10, 6), и некогда на прошение хананеянки сказал: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15, 26). Ап. Павел неоднократно подчеркивал необходимость учитывать национальный фактор. Он говорил: «для Иудеев я был как иудей, чтобы приобрести Иудеев...» (1 Кор. 9, 20).

Только та проповедь будет иметь смысл, которая национально обособленна и обозна­чена. Только то слово принесет благослове­ние нашему народу, которое будет русским и по смыслу, и по духовному содержанию его. Одинаково чуждые коммунистичес­кому интернационализму и масонскому космополитизму, русские православные люди участвуют в Православном Кафолическом (Вселенском)

Домостроительстве, именно как члены Русской Православной Церкви, и здесь национальное становится религиозным, точно так же как и религиозное у нас глубо­ко национально. Федор Достоевский писал: «Русский – значит и православный». Царство — есть существенная со­ставляющая в деле Божественного Домо­строительства. Сказано: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2, 17)

, и еще: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Прит. 8, 15). Самодержавие установлено по Божьему соизволению. Сказано в Законе Божием: «…поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поста­вить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» (Втор. 17, 15).

Есть границы ответственности по отношению к принципам незыблемости монархической власти. Сказано: «Не прика­сайтесь к помазанным Моим... не делайте зла» (Пс. 104, 15). Церковь — есть наиболее значимая граница ответственности, очерченная рукою Бога. Церковь, наряду с семьею и личностью, есть тоже Школа Любви, Выс­шая Школа Любви. Церковь не знает терри­ториальных, социальных и расовых границ: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

Нет уже Иудея, ни языч­ника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 26-28). Но свобода бытия, дарованная нам в Церкви, не есть начало космополитизма, социального комму­низма и эмансипации. Она (Церковь) призва­на Богом освящать и преображать нацио­нальные, экономические и внутрисемейные начала жизни для их более активного учас­тия в деле созидания Царства Божия «...и на земле, как на Небе» (Мф. 6, 10).

Но при всем этом, совершенно очевидно, что ради Христа все можно почесть тщетою, ради превосходства во Христе и со Христом (Флп. 3, 7), ибо «…плоть и кровь не могут насле­довать Царствия Божия, и тление не насле­дует нетления» (1 Кор. 15, 50). Христианин должен всегда чувствовать и осознавать свою причастность к Церкви. Сказано: «Не будем оставлять собрания сво­его, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10, 25)].

Церковь есть место увещевания, не потому что в ней собраны разные мнения. Нет, она именно и «есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). В ней (в Церкви) разрешение всех вопросов, как малозначительных, так и самых острых, злободневных и судьбонос­ных. Сказано: «Как смеет кто у вас, имея дело с  другим, судиться у нечестивых, а не у святых?

Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловаж­ные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не зна­чащих в церкви» (1 Кор. 6, 1-4). Церковный Суд — вот насущная проблема нашей рос­сийской современности.

В России сущест­вует и раввинский суд, и шариатский суд, и какой угодно, вплоть до «стрелок», где уголовники «разводят по понятиям». Право­славный не может судиться с православным у людей, «ничего не значащих в церкви». ...Требовать светского суда — «суда кесарева» (Деян. 25, 11) мы можем только тогда, когда судимся с неверующими, языч­никами или с неверными. ...

И духовенство не имеет никакого права уклоняться от исполнения судебных обязанностей, иначе по отношению к нам могут быть применимы слова: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблаз­ном в законе, разрушили завет Левия, гово­рит Господь Саваоф.

За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона». (Мал. 2, 7-9). Духовные лица, мы давно должны понять, что у нас в России есть границы ответственности и для лиц духовного зва­ния. Сказано: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необ­ходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!