Христос Сам сделал их святыми, искупив на Кресте и потом — выведя из ада, «…которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению» (1 Пет. 3, 19).   Сектант : Итак, вы поклоняетесь иконам?   Православный : Не совсем... Обратите внимание на Церковный Догмат 7 Вселенского Собора (Никейского).

Здесь сказано, что мы «поклоняемся» иконам «почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает Единому Божескому Естеству, но почитанием по тому образу, яко же изображению» (Книга Правил. ДОГМАТ трехсот шестидесяти седьми святых отец Седьмого Собора, никейского). Иными словами, мы не поклоняемся иконам, так же как и Богу, т. е.

истинным поклонением, а только почитаем их. То же самое относится и к Пресвятой Деве Марии, ангелам и святым. Это и значит — поклоняться «почитательным поклонением».   6. О ФОРМЕ КРЕСТА («Кол» или Крест)   Сектант : Вы употребили слово «крест», но вам должно быть известно, что в греческом тексте Нового Завета это слово отсутствует.

В переводе «Нового Мира» известный текст, где в первый раз в «Греческих» Писаниях встречается это слово stauro v " , которое вы ошибочно переводите как «крест», предлагается следующая дословная реконструкция: «И кто не принимает своего столба мучений и не следует за мной, не достоин меня» (Мф. 10, 38 НМ). В греческо-русском словаре Вейсмана даются следующие объяснения этого слова: « stauro v " » — кол, во множественном числе колья, частокол.

В Новом Завете кол как орудие пытки или казни, особенно для рабов, на который сажали преступника или к которому пригвождали его; крест». Как видите, Христос был распят на столбе, а не на кресте.   Православный : Я готов ответить и на этот ваш вопрос! Скажем так, слово «ставрос» переводится и как «древо». Вейсман, как мы видим, признает перевод этого слова и как «крест».

А какая форма была у этих кольев, мы сможем определить с помощью одного текста из Ветхого Завета. Но прежде, чем мы рассмотрим данный текст, я хочу напомнить вам слова ап. Павла: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10, 11). Здесь он говорит о том, что все, что происходило с ветхозаветными иудеями, — это образы, написанные в «наставление нам», т. е. — ветхозаветные аллегории.

Хочу напомнить вам известный прообраз: Иаков имел возлюбленного сына своего (Иосифа), которого он послал к своим другим детям, и свои не приняли его. Как сказано и о Христе: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11). Братья продали Иосифа за сребреники, подобно как и Христа Иуда предал за серебро. В Египте Иосиф женится на египтянке, и от этого брака рождаются два его сына, Манассия и Ефрем.

Египтянка символизирует собою «церкви из язычников» (Рим. 16, 4), а Манассия и Ефрем — народы, произошедшие от Иафета и Хама. Как ап. Петр и говорил о них: «…Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2, 10). И мы знаем, что Иаков (отец), любя Иосифа (сына), называет не своих детей (Манассию и Ефрема) своими и вводит их в колена Израилевы.

Как мы и прочитали об уверовавших из числа язычников: «некогда не народ, а ныне народ Божий». Я думаю, что этот прообраз понятен и для вас.   Сектант : Я понимаю эту библейскую аллегорию, но какое отношение она имеет к рассматриваемому вопросу о форме древа?   Православный : Прямое! Но прежде я хочу задать вам вопрос: как язычники смогли стать христианами, что очистило и возвысило их до состояния чад Божьих?

Как произошло это усыновление Богу, о котором сказано: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»»? (Гал. 4, 6).   Сектант : Кровь Христа искупила их и возвысила до состояния чад Божьих, но никак ни древо.   Православный : Правильно, Кровь. Крест — есть орудие нашего спасения.

Но вернемся к прообразу и посмотрим, как Иаков благословлял Манассию и Ефрема, усыновляя их, и здесь увидим символическое свидетельство о форме древа (Креста). Я прочитаю текст: «И взял Иосиф обоих [сыновей своих], Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии.

С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец» (Быт. 48, 13-14)[i ] . Вот древнее свидетельство о форме Креста, таинственно явленное в символических действиях Иакова по отношению к обряду усыновления его внуков в этом ясном прообразе. С другой стороны, древнехристианский писатель-апологет, грек (носитель греческого языка), живший в первой половине ІІ века, св. Иустин Мученик (105-166 г.г. от Р.Х.)

, учил о форме Креста Христова: «Ибо рассмотрите все вещи в мире, устрояются ли без этой формы и может ли быть без них взаимная связь? По морю нельзя плавать, если на корабле не цел тот трофей, который называется парусом: земли, нельзя — орать без формы крестообразной... И наружный вид человека отличается от вида животных неразумных только тем, что он прям и имеет возможность протягивать руки, — и на своем лице имеет простирающийся ото лба так называемый нос, посредством которого совершается у животного дыхание, и который не другое что представляет, как фигуру креста.

Об этом сказано пророком так: «дыхание жизни нашей, помазанник (т. е. Христос) Господень» — Плач. 4, 20» («Сочинения Святого Иустина философа и мученика», Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г., стр. 86-87). Нечто подобное сказано в «Октавии» Марка Минуция Феликса (жившего во второй половине II века): «Естественное подобие креста мы находим в корабле, когда он несется, распустив паруса, или подходит к берегу с простертыми веслами или...