Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

110. Тот, кто утруждает себя поучением Божественных Писаний ради голого научного знания (logomaqe…aj yilAj ›neka), дает помыслу тщеславия повод войти в него. А кто подвизается с благоговением в изучении священных речений ради уразумения и исполнения воли Божией, тот привлекает к себе силу Святого Духа, которая дает ему крепость претворить познанные слова в дела и, кроме того, являет его знатоком неписаных речений и божественнейших тайн Бога.

111. Любой доказывает подлинность поучения в божественных речениях тогда, когда при наступлении искушения он из памяти, словно из колчана, мечет вперед, наподобие стрел, выученные им слова, бросает копья против бесов и страстей и отражает противоречием бездейственные помыслы, внушаемые теми против добродетелей.

112. Как отличие солдата в войнах доказывает трудолюбивую учебу в стрельбе из лука в мирное время, так отсутствие страха у монахов при искушениях свидетельствует об упражнении в поучении Писаниям ради угождения Богу.

113. Поучение, [совершаемое] с сокрушением и молитвой, порождает в нас страх Божий, ибо [Писание] говорит: "Возглаголешь в них, — то есть в божественных речениях, — сидя в доме, и шествуя в пути, и ложась, и вставая, и да будут непоколебимы пред очами твоими, дабы научился бояться Господа Бога твоего" (Втор.6,7—8 [ср. 11,18—19]; 14,23).

114. Какую силу имеют глаголы Священного Писания против пытающихся искушать нас бесов, показал Господь наш вочеловечившийся, когда диавол пытался искусить Его как человека (Мф.4,1—11 пар.), обнаружив чрез глаголы Своего Священного Писания все порочные и легкоуязвимые ухищрения его слов. Ведь Спаситель наш священными словами Священного Писания явил немощными три главных помысла диавола против нас, а именно чревоугодия, сребролюбия и тщеславия.

115. Пусть ангелы и бесы заметят твою горячность и незамедлительность к молитвенному служению, чтобы одни в веселии остались, а другие под ударами плети бежали.

116. Христианина выявляет не отсутствие обид, оскорблений или ударов, но как раз мужественное перенесение таких поступков другого против него обнаруживает подлинного ученика Христова, как говорит [Спаситель]: "Сказано было древним: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую", и следующее (Мф.5,33.38—39).

117. Христианство — это учение Спасителя нашего Христа, состоящее из боготворящих заповедей, которые исполняющего [их] соделывают по образу и подобию Бога (ср. Быт.1,26). Ему слава во веки. Аминь.

Блаженного Иоанна Карпафийского сто семнадцать глав. Перевод А.Г. Дунаева по изданию: A Supplement to the Philokalia. The Second Century of Saint John of Karpathos by D.Balfour. First critical edition in collaboration with M.Cunningham. Hellenic College Press. Brookline, Massachusetts, 1994 (The Archbishop Iakovos Library of Ecclesiastical and Historical Sources, №16). 150 p., indices.

Текст помещен с опущением подстрочных примечаний и комментариев с разрешения А.Г. Дунаева по изданию: Дополнение к "Добротолюбию". Вторая сотница св. Иоанна Карпафийского. - М.: Индрик, 2001 (оригинал: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/carpath.htm).

© А.Г. Дунаев, 2001 (danuvius@mtu-net.ru). Все права защищены. Любое воспроизведение перевода (особенно дублирование в Интернете или типографское тиражирование) без письменного разрешения владельца копирайта расценивается как нарушение Российского и Международного законодательств об охране авторских прав и будет преследоваться по закону. Копирование разрешается только для индивидуального некоммерческого использования.

Для ссылок по данной интернет-публикации рекомендуется использовать указание на издание М. 2001 и на номер главы в сотнице (например: Иоанн Карпаф. Сотн. II, 1; Сотн. II, 100).   Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru