Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

41. Вера есть внутреннее (™ndi?qetoj) доверие верующего к тому, в кого он верит; или иначе, вера есть нелюбопытствующая убежденность верующего относительно предмета веры, превосходящая доказательство.

42. Верным является благомысленный (eUnouj) [и] неуклонный (?par?batoj) страж законов, вверенных Богом.

43. Я думаю, что тебе, подвизающемуся против страстей и ко благу, чтобы спокойнее стал путь твой к этому, полезнее не принимать дурной мысли против своего ближнего, даже если его слова или поступки по отношению к тебе или другому кажутся свидетельствующими о каком-то явном пороке. Сам перед собой оправдывая его, сам будь его адвокатом: так ты не примешь помыслов ложной подозрительности (yeudupono…aj)

, осуждения и гордости, а еще памятозлобия, гнева и печали, добромыслием (kalono…v) прогоняя рой названных пороков, и тем соделаешь ристалище души своей беспрепятственным (?nupant…aston).

44. Кого удерживает мiр, не освобождает время; кого же мiр не удерживает, время не порабощает. Это ясно из [примера] старцев в [повествовании о] блаженной Сусанне (Дан.13) и [примера] юного Иосифа (Быт.39): те в старческом возрасте пленились юношеской страстью, а этот в молодости показал в целомудрии образ мыслей сед[овлас]ого.

45. Существуют три, как я полагаю, главные причины, от которых происходит болезнь стяжания. Первая — некая тайная гордыня, которая, представляя смешным во время нужды просить или получать от других необходимое, убеждает иметь свыше нужного и копить деньги. Вторая — некое тщетное наслаждение самим материальным владением. Третья — немощь веры, обессиливающая душу, чтобы не иметь надежды на Бога как сокровище для владения необходимым, но собирать и держать, как будто по нужде, не столько, сколько требует нужда, но сколько велит стяжание.

Поэтому и назвал Павел идолослужением стяжание как променивающее упование на Бога, говоря: "И любостяжание, которое есть идолослужение" (Кол.3,5).

46. Боязнь бедности рождает бедность, но подверженных рождающей утешают люди, а приверженцев рождаемой наказывают ангелы.

47. Корыстолюбцем является превосходящий стяжанием нужду и скупостью обижающий нуждающихся.

48. Тот иконом, но не стяжатель, кто приобретает больше, чем ему нужно, ради служения другим, а не для услаждения имуществом. Если даже и кажется он приобретшим больше собственных нужд, на самом деле он не приобрел большего, так как собственной потребностью считает служение другим.

49. Неправеден желающий стяжать и превзойти в вещах брата, отрекаясь от справедливого равенства.

50. Притворяющийся бедным и тайком грабящий посредством убеждения милостивых — неправедный хищник, ибо он притворством неявно похитил заранее то, что должен был получить настоящий бедняк.

51. "Время, — говорит [Екклесиаст], — рыдать, и время ликовать" (Еккл.3,4). Рыдает человек, терзающий себя покаянными укорами совести, а ликует — делами являющий красоту божественных словес.

52. Желающий иметь свой яростный темперамент безмятежным и негневливым пусть прежде образумит вожделеющее [начало], чтобы оно не было благосклонным к вещественным наслаждениям. Ведь когда это последнее не находится в хорошем состоянии, то неизбежно и родственное ему яростное [начало] оказывается в плохом положении. Стало быть, напрасно трудится устанавливающий себе закон безгневия, но не исцеляющий ложные стремления вожделения, от которых, словно от источников, притекает к гневу возмущение.