Даниил Сысоев/Антропология Адвентистов и Свидетелей Иеговы/ Библиотека Golden-Ship.ru

Очевидно, что обитатель квартиры не есть сама квартира, так и душа, обитающая в храмине из брения, имеет иную природу, чем тело. Точно так же рассуждал и апостол Павел, говоря: «Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5,1). Т.е. мы – обитатели наших тел, и когда «внешний наш человек и тлеет, то внутренний день ото дня обновляется» (2 Кор. 4, 16). Тело умирает, а душа – бессмертна.

Поэтому Иов и говорит, что «плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» (Иов. 14, 22). Но вернемся к ветхозаветной танатологии, описанной в книге Иова. Итак, тело – храмина, которая распадается от болезней и смерти, сам человек – его душа «нисходит в преисподнюю, откуда не выйдет и не возвратится в дом свой» (Иов. 7, 9-10; ср. Иов.

10, 21-22; 16, 22; 17, 13-16; 21,13; 24,19), «потому что, - как говорит свят. Кирилл Иерусалимский, – целый мир прешел и всякий дом разрушен. Как ему возвратиться в свой дом, когда земля уже новая, иная?»[82] Но совершенно очевидно, что, по убеждению Иова, его ждет после смерти вполне сознательное и безрадостное существование. Да, его тело будет спать до конца неба (Иов. 14, 12)

, но следующий же стих говорит о надежде Иова на возвращение его из преисподней (Иов. 14, 13). В этом месте с ним будет покоиться надежда праведника на справедливость (Иов. 17, 16). Подробнее о представлениях Иова об аде мы коснемся в соответствующей главе. Еще одно описание природы смерти приведено в книге пророка Исаии. Царь Езекия, угодивший Творцу, смертельно заболел.

И в этой болезни царь обратился со смиренной мольбой к Господу, Который и даровал ему еще 15 лет жизни. Эта молитва Езекии приводится в книге пророка Исаии. И вот, согласно убеждению этого благочестивого царя конец земной жизни представлялся исходом его нематериального «Я» из тела: "...Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский..." (Ис. 38:12)

А о самой его душе он пишет: "Я сказал в себе: в преполовении дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих" (Ис. 38:10). «То есть смерть в Ветхом Завете подразумевалась не совершенным уничтожением, но совлечением тела с души и снисхождением души в преисподнюю»[83]. Кажется, учение царя Езекии (и пророка Исаии)

кристально ясно, но и его, как мы увидим ниже, сектанты пытаются перетолковать по-своему и выдать за доказательство выдуманной ими доктрины смертности души. 3. ШЕОЛ В концепции рассматриваемых нами сектантов совершенно особое место занимает рассмотрение понятия “шеол” (“ад”). Ведь они прекрасно знают, что «вера в вечный ад тесно связана с доктриной бессмертия души.

Но если душа действительно была бессмертна и не могла умереть, то логично было бы предположить, что уничтожение нечестивцев будет происходить вечно»[84]. По мнению Свидетелей Иеговы, шеол – это “могила, место, где смертные ожидают воскресения”[85]. Подобный же взгляд разделяют и адвентисты: “В Ветхом Завете место, куда отправляется умерший человек, называется "шеол" (на древнееврейском), а Новый Завет - "гадес" (на древнегреческом).

В Писании "шеол" чаще всего просто означает могилу. Значение слова "гадес" сходно по смыслу со значением слова "шеол". Туда попадают все умирающие (Пс. 88:49), как праведные, так и нечестивые. Иаков сказал: «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (шеол)» (Быт. 37:35). Когда земля разверзла "уста свои", чтобы поглотить нечестивого Корея и его сообщников, они живые сошли "в преисподнюю" (шеол) (Числ. 16:30).

Умерший человек попадает в шеол полностью. Когда умер Христос, Он сошел в могилу (гадес), а в воскресении Его душа покинула могилу (гадес, Деян. 2:27,31, или шеол Пс. 15:10). Когда Давид благодарил Бога за исцеление, он засвидетельствовал, что его душа была спасена "из ада" (из "шеол" Пс. 29:4). Могила - это не место сознательного бытия.

Так как смерть - это сон, то умерший будет находиться в бессознательном состоянии в могиле вплоть до воскресения, когда ад (гадес) отдаст своих мертвых (Откр. 20:13)”[86]. Конечно, словам можно придавать какие угодно значения, но надо, к неудовольствию сектантов, заметить, что Библия, да и вообще еврейский язык не знают необходимых им значений слова “шеол”.

Словарь древнееврейского языка знает следующее значение слова: “lOXˆW и l0XˆW – преисподняя, царство смерти и мрака (Быт. 37,35; Ис. 5,14; Иов. 26,6). Слово, вероятно, представляет расширение от….. “край, дол”, посему: …. край преисподней (Втор. 32,22) (……. – глубины преисподней Ис. 14, 15)”[87]. А для искомого слова «могила» тот же словарь дает совсем другие термины: “rebeq - гроб, могила (Быт. 50, 5), часто в смысле гробница, кладбище (2 Пар. 16, 14; Иов. 17, 1; Иов. 21, 32)”[88]. “t…h…W (от …hVW опускаться, нагибаться) – яма (Иов. 9, 31); западня (Иез. 19, 4; Притчи 26, 27); могила (Иез. 28, 8); пропасть, гибель (Пс. 55, 24); тление (Иов. 33, 22). ….. – видеть тление, гибнуть (Пс. 15, 10)”.

[89] К аналогичному результату приводит обращение к греческому словарю: “¡δης… Аид или Ад, бог смерти (таково первоначальное значение, напр. у Гомера)…2).подземное царство; в перен. смерть; в Н.З. – ад”.[90] Так что, если, конечно, сектанты не считают, что во всех местах, упоминающих “ад”, идет речь о греческом боге мертвых, то обращение к словарям приводит нас к тому же библейскому учению об аде как “темнице духов” (1 Петр. 3, 19).

И конечно, греческий язык, так же как и еврейский, имеет специальный термин для обозначения могилы, никак не связанный со словом «ад». (Это слово τάφος (употребляется, напр., Мф. 28,1)). Но вернемся к цитируемым сектантами текстам и рассмотрим, правда ли они что-то говорят о том, что шеол – могила. Первый из них – это Псалом 88,49: “Кто из людей жил, и не видел смерти, избавил душу свою из руки преисподней?