Даниил Сысоев/Антропология Адвентистов и Свидетелей Иеговы/ Библиотека Golden-Ship.ru

Так впервые слово “душа” употребляется при описании Пятого дня творения, где сказано: “Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую” (Быт. 1,20).Таким образом, по учению Слова Божия, своей душой обладают и пресмыкающиеся, и птицы, и рыбы, и звери. Эта животная душа обитает в крови (Лев. 17,11) и подвержена смерти (Екк. 3,20). “В отличие от человеческой, душа неразумных живых существ есть жизнь тела, ею одушевленного.

Эта душа ничего другого не может воспринимать, кроме действия тела, и поэтому при разложении тела вместе с ним распадается и душа. Другими словами, душа животных не менее смертна, чем тело”[8]. Однако так как само происхождение ее отличается от происхождения души человеческой, отождествление их свойств некорректно (хотя именно так, как мы увидим далее, поступают сектанты).

Но об этом мы скажем подробнее чуть позже. Надо сказать, что, кроме этих двух значений, слово “душа” в Писании часто употребляется вместо слова “человек”, заменяя целое частью. Так, например, употребляется это слово при описании переселения Израиля в Египет: “в семидесяти пяти душах пришли отцы твои в Египет” (Втор. 10,22). Очевидно, что здесь под этим словом явно имеется в виду весь человек.

Само слово, соответствующее в нашем переводе “душа” по-еврейски wePen (“нефеш”), происходит от древней формы глагола “дышать”, но в значении дыхания оно употребляется только один раз (Иов. 41,13[9]), близко к этому значение “духи, благовония” (Ис. 3,20). В других случаях оно имеет следующие значения: 1.“Жизненная сила, душа, жизнь живых существ, как обусловленная кровообращением”, которая покидает живое существо в момент смерти (Быт. 35, 18; Быт. 9,4; Лев. 17, 11; 2 Цар. 18, 13; 23, 17; 3 Цар. 2,23; Плач. 5, 9; Суд. 5, 18 и др.). 2.

“Душа, как средоточие ощущений, например, любви (Песнь 1,7), ненависти (2 Цар. 5,8), радости (Ис. 61,10), надежды (Пс. 130,5); как сила воли (Иер. 15,1; Быт. 23,8; Втор. 21,14); как начало чувственных стремлений, например, к еде или к материальным благам (Втор. 12,20; Пс. 27,7; Авв. 2,5; Ис. 5,14; Пс. 17,9)”. 3. “Душа в смысле личности, живого существа (Исх. 1,5; Исх. 12, 4), тоже относится и к животным (Лев. 11,46), и к мертвецу (Числ. 6,6)

, поэтому wePen часто заменяет собою личные местоимения (Иов. 16,4; Ис. 26,9; Пс. 35,3)”[10]. Подобное значение оно имеет и в греческом языке, где ему соответствует слово ψΰχή, первым значением которого действительно является “дыхание”[11]. Однако, как заметил еще Ориген, ψΰχή происходит от ψύχος (холод, стужа, прохлада)

, что, по его мнению, подтверждало его космогонию[12]. Конечно, мы не можем согласиться с его идеями, которые осуждены Церковью, но при этом должны отметить, что и в греческом языке слово “душа” имеет более широкое значение, чем просто дыхание даже в своем происхождении. Кроме слова “душа”, то же значение имеет, в некоторых случаях, и слово “дух”, хотя в некоторых местах Священного Писания они и различаются между собой (1 Фес. 5, 23: Евр. 4,12)

, но различение это мы не можем понимать как различие двух отдельных природ. (Подобное мнение было осуждено как часть ереси Аполлинария). Напротив, традиционно дух воспринимался как высшая, разумная часть души. Так, блаж. Феофилакт, комментируя слова апостола: “Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа” (1 Фес. 5, 23)

, пишет так: “Дух, то есть дар Святого Духа, Которого мы получили чрез крещение. Если мы сохраним светильник Его ярким и неугасимым, то мы войдем в чертог Жениха: и душа, и тело тогда будут непорочны, если дух в нас будет сиять. Григорий Нисский говорит: так как человек состоит из всякого вида душ – души физической, чувственной и разумной, то Апостол словом “дух” обозначил разумную часть; “душою” - чувственную, “телом” – физическую жизнь в нас.

Итак, он молится о том, чтобы все они и во всем сохранились непорочными, во всем благоугодными Богу”[13]. Подобным же образом понимаются и другие слова первоверховного апостола: “Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4,12). Под духом блаж.

Феофилакт понимает или благодать Святого Духа, которой предварительно лишаются наказываемые, или то, что слово Божие проникает и бесплотные существа[14]. В еврейском подлиннике слову “дух” соответствует (руах), которое, среди многих других значений, имеет и нужное нам. “Душа, жизненная сила человека (Екк. 12,7) и животного (Екк. 3,21). Поэтому о мертвецах сказано, что нет в них духа, т.е. жизни (Иез. 37,8)

; об ободряющемся после усталости, уныния говорится: “возвратился дух его” (Суд. 15,19) или “и ожил дух его” (Быт. 45,27)”. Для нашей темы интересно также другое значение этого слова: “дух, в значении «существо бестелесное, противоположное ršsšB (плоть)» (Ис. 31,3)”[15]. Православная Церковь принимает все Откровение целиком, так как оно написано, и Ее учение с ним полностью согласно.

Поэтому мы принимаем те верные положения, которые сохранились у еретиков: единство природы человека (которое, впрочем, для нас не означает невозможности его разделения)[16], связь человеческой души с сердцем и кровью, (хотя и не делает кровь самой душой[17]), душа и для нас является жизнью тела и дает ему способности к росту, размножению и движению, и этим подобна душам животных.

Но, кроме этого, человеческая душа имеет и свойства, отличающие ее от душ прочих неразумных творений. Здесь и находится различие между истиной и ложью. Церковь в отличие от сектантов больше доверяет Богу и верит, что Он дал человеку больше сходства с Собой, чем позволяют Ему сектанты, не признающие других отличий человека от животного, кроме разума и возможности нравственного выбора[18]. Мы же верим, что Отец духов (Евр. 12,9)