Даниил Сысоев/Антропология Адвентистов и Свидетелей Иеговы/ Библиотека Golden-Ship.ru

Пытаться отделить Библию от Предания значит разделять действия Святого Духа на правильные и неправильные – а это граничит с хулой на Святого Духа»[218]. А признание необходимости Священного Предания для толкования Писание и отвержение теории о Библии как единственном источнике богословия для сектантов равнозначно отказу от всего их учения. Ведь по признанию адвентистов, даже те ранние Отцы, которые «видели что идея Платона о бессмертии души не совпадала, в сущности, с библейским взглядом».

Не подвергали сомнению «факт бессмертия души, зависимого или независимого»[219]. А тенденция к принятию адвентистского понимания антропологии наметилась «в христианском (читай, «либерально-протестантском» –свящ.Д.С.) богословии в последние пятьдесят лет»[220]. А значит одна из важнейших истин Откровения была утрачена сразу же после ухода Христа, даже до конца апостольской эпохи.

Конечно иначе, чем хулой на Святого Духа, такое построение назвать нельзя. По точному утверждению другого бывшего протестанта, диакона Джона Уайтфорда, такое понимание означает в конечном итоге, что «правильного предания не существует, врата ада одолели Церковь и таким образом Евангелия и Никейский Символ веры ошибочны»[221]. А из этого следует, что любая попытка его «воссоздать» заведомо обречена на провал, ибо получается, что тогда Христос вовсе не Бог, а обманщик.

А если это так, то ошибочны все построения и иеговистов, и адвентистов, утверждающих, что они полностью основаны на Библии[222]. 7. УСВОЕНИЕ ПЛОДОВ ИСКУПЛЕНИЯ Одним из важнейший вопросов антропологии является учение о том, как мы можем спастись от греха, проклятия и смерти. Как может быть изменена сама наша природа, пропитанная распадом.

Библия утверждает, что для этого потребовался искупительный подвиг Иисуса Христа. А раз так, то возникаеит важнейший для антропологии вопрос: «как то, что произошло в Иерусалиме 2000 лет назад может стать лично моим, быть воспринято моей личностью?» И тут все извращения антропологии сектантов становятся очевидными. Ведь если человек – просто плоть, то как он может воссоединиться с бессмертным Богом? Ответ еретиков мы рассмотрим ниже.

Но предварительно надо сказать несколько слов о том, что значит для адвентистов и иеговистов само Искупление. 7.1. Что дало искупление человеку? Вопрос вынесенный в заглавие чрезвычайно важен и он дает ключ к пониманию места человека во Вселенной. Мнение адвентистов совпадает, в основном, с традиционным учением радикального протестантизма.

Христос изменил отношение к нам Бога, удовлетворил требованиям Его правосудия и теперь Тот больше не считает нас грешниками. Подробнее их учение об освящении человека мы рассмотрим ниже. Любопытно, что мнению иеговистов, «наше спасение, это не самая главная цель жизни и смерти Иисуса на земле. Нет, прежде всего Иисуса волновал спорный вопрос, касавшийся всей Вселенной»[223].

Суть этого вопроса, по их мнению заключается в следующем: «кто имеет право управлять и чье управление правильное?»[224] То есть дело спасения людей находилось на периферии внимания Христа и Иеговы. Получается, что человек – это мелкая букашка, которую спасли так, заодно, решая свои проблемы. Впрочем такой подход и не удивителен для сектантов, отвергающих Воплощение и считающих человека только живым телом.

Но еще более удивительным является учение иеговистов о том, кому смогла помочь смерть Христа. По их учению, Христос был равноценным выкупом за грех Адама[225], потому что он был единственным, после Адама, совершенным человеком. И своей смертью он заплатил долг Адама возвратив Иегове совершенную жизнь в качестве совершенной компенсации[226] за преступление первозданного.

Более того, исходя из таких представлений об искуплении, они отвергают божественное достоинство Христа. «Если бы Иисус был частью Божества, цена выкупа оказалось бы неизмеримо больше, чем того требовал Закон Бога. В Едеме согрешил не Бог, а всего лишь совершенный человек, Адам. Поэтому, чтобы действительно удовлетворить Божией справедливости, нужен был точно такой же выкуп – совершенный человек»[227].

Несчастным иеговистам и в голову не может придти, что Бог может поступит не только по справедливости, но и по Своей великой любви. Вопреки иеговистам все отцы, да и Библия подчеркивает превосходящее понимание милосердие Бога (Рим. 5, 8), которое проявилось с том, что Он Сам спас нас (Ис. 35, 4), Своей собственной Кровью (Деян. 20, 28). Не понимая этого, иеговисты считают, что добрые дела добавляют нечто к силе Крови Христа (

а не являются, как считают православными Ее плодами, а вместе с тем и условием спасения вместе с верой). Рассел вообще утверждал, что «на вопрос: имеет ли смерть Христа на Голгофе какое-то отношение к искуплению наших грехов? – ответ должен быть: НЕТ!»[228] По его мнению, мы должны будем своими добрыми делами во время 1000 царства заслужить себе вечную жизнь.

А если и тогда мы будем себя плохо вести, мы исчезнем навсегда[229]. Но слово Божие почему-то не упоминает о возможности второго шанса. Напротив, ее весть сводится к тому, что спасение возможно именно сейчас, а завтра уже может быть поздно (Евр. 9, 26-28; 2 Кор. 6, 1-2). Итак искупление для рассматриваемых сектанотов практически ничего не дало личности человека.

Оно коснулось только отношения Бога к нам. Оно не дало нам никаких сил к деланию добродетелей, но при этом почему-то требуется, чтобы мы жили свято. 7.2. Вера и дела Так как адвентисты и иеговисты выросли из протестантизма, то вопрос об усвоении человеком спасения проистекает из западного понимания самого процесса спасения. Но учитывая извращенные представления о самой природе человека, то все проблемы данного подхода становятся еще более сложными.